Возрастная группа детей: 4-5 лет.

Цель занятия: создание условий для развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у дошкольников.

Задачи:

  1. Закрепить знания о молочных продуктах;
  2. Создать условия для формирования коммуникативной компетентности детей;
  3. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявлению самостоятельности в познавательно – речевой деятельности;
  4. Обогатить познавательную сферу детей информацией через экспериментальную деятельность, речь.

Перечень видов деятельности и соответствующих им форм работы:

  1. Познавательно-исследовательская (постановка опытов с молоком, отгадывание загадок, проговаривание скороговорки);
  2. Музыкально-художественная (прослушивание русской народной песни «Ой, как я свою коровушку люблю…», песни Юлии Малашиной и ансамбля «Горошинки цветные» - «Молоко убежало»);
  3. Игровая (д/и «Фабрика молочных продуктов»);
  4. Самостоятельная (постановка опытов по инструкции воспитателя);
  5. Двигательная (физминутка);
  6. Коммуникативная (д/и «Фабрика молочных продуктов», постановка опытов);
  7. Трудовая (уборка рабочего места после завершения занятия);
  8. Продуктивная (полученные результаты опытов).

Планируемый результат:

  1. Дети закрепили знания о молочных продуктах;
  2. У детей продолжает формироваться коммуникативная компетенция;
  3. У детей появился интерес к проявлению самостоятельности в познавательно – речевой деятельности;
  4. Через экспериментальную деятельность и речь у детей обогатилась информацией познавательная сфера.

Полный перечень оборудования и используемых материалов:

  1. Магнитофон;
  2. Аудиозаписи русской народной песни «Ой, как я свою коровушку люблю…», песни Юлии Малашиной и ансамбля «Горошинки цветные» - «Молоко убежало»;
  3. Корзина;
  4. Молочные продуты (молоко, кефир, сметана, творог, йогурт, ряженка, масло, сыр, сливки;
  5. Чашка под молоко (2 шт., для опыта № 1, №2);
  6. Разноцветные пищевые красители;
  7. Ватные палочки;
  8. Жидкое мыло;
  9. Ложка столовая (2 шт.);
  10. Сахар;
  11. Холодильник;
  12. Тряпочки для уборки рабочего места.

Перечень методической и художественной литературы:

  1. ФГОС ДО;
  2. «Физминутка для малышей», М.Н. Ищенко, Издательство «Феникс», 2009 г.;
  3. «1500 загадок», В.А. Дмитриева, Издательство «АСТ», 2013 г.;
  4. «1000 русских скороговорок для развития речи»: учебное пособие, Елена Лаптева, Издательство «Белый город», 2012 г;
  5. «Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников», С.В. Бойкова, Издательство «КАРО», 2005 г.;
  6. «Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей», С.И.Поздеева, Детский сад: теория и практика. - 2013 г. - № 3.;
  7. «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду», О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 г.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку:

Жидкое, а не вода.

Белое, а не снег.

Дети отвечают.

Воспитатель: Что нам с вами известно на сегодняшний день о молоке?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Как называются продукты изготовленные на основе молока?

Дети отвечают.

Воспитатель: Я предлагаю сыграть в игру, которая называется «Фабрика молочных продукты». Вы согласны?

Дети по очереди достают из корзины один предмет – молочный продукт и называют его (воспитатель контролирует правильность произношения слова), рассказывают какой он на вкус: кислый, сладкий, горький, соленый, кисло-сладкий и т. д. В конце игры дети и воспитатель хором произносят названия всех тех продуктов, которые были изъяты из корзины.

Используемые молочные продукты: молоко, кефир, сметана, творог, йогурт, ряженка, масло, сыр, сливки.

Воспитатель: Вот сколько много молочных продуктов нам известно. А как мы можем узнать о молоке что-то новое? Откуда можно взять новые знания?

Дети размышляют.

Воспитатель: Я хочу пригласить вас в удивительное место – в лабораторию! Здесь мы сможем поставить опыты с молоком и узнать о его свойствах. Вы согласны?

Дети отвечают.

Воспитатель: Так как нам предстоит еще много работы, я предлагаю провести физминутку:

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем. (Подражательные движения по тексту)

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Дети и воспитатель выполняют физминутку.

Воспитатель: Молодцы! Вот теперь другое дело. Теперь мы полны сил и готовы преступить к опытам. Я права?

Дети отвечают.

Воспитатель: Давайте устроим взрыв красок! Как вы думаете, возможно это сделать с помощью молока?

Дети отвечают.

Опыт № 1 «Молочное волшебство».

Нужно налить в чашку молоко.Добавить разноцветных пищевых красителей.Затем ватной палочкой добавить несколько капель жидкого мылаили средства для мытья посуды. Вы увидите взрыв красок.

Во время проведения опыта тихим фоновым сопровождением звучит песня Юлии Малашиной и ансамбля «Горошинки цветные» - «Молоко убежало».

Воспитатель: Ребята, свидетелями какого волшебства мы с вами стали! Молоко можно окрасить при помощи пищевых красителей, а если в него добавить жидкое мыло, то оно станет двигаться! Понравился вам такой опыт?

Дети отвечают.

Воспитатель: Ребята, а умеете ли вы проговаривать скороговорки?

Дети отвечают.

Воспитатель: А сейчас мы это с вами и проверим! Повторяйте за мной: Маланья болтушка молоко болтала – болтала, да не выболтала!

Дети и воспитатель проговаривают скороговорку.

Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть еще одна загадка! Вы готовы ее отгадать?

Дети отвечают.

Воспитатель:

Очень любят дети 

Холодок в пакете. 

Холодок, холодок, 

Дай лизнуть тебя разок!

Дети отвечают.

Воспитатель: А из чего делают «холодок в пакете»?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Давайте попробуем сами сделать вкусное превращение из молока в мороженное?

Дети отвечают.

Опыт № 2 «Вкусное превращение».

Нужно налить в мисочку 4 ложки молока, добавить1 ложку сахара и 2 ложки сметаны, все перемешать и поставить в холодильник. Через 1 час молоко замерзнет - станет мороженным.

Во время проведения опыта тихим фоновым сопровождением звучит русская-народная песня «Уж как я мою коровушку люблю».

Воспитатель: Давайте отнесем нашу заготовку мороженного в кухню и попросим, чтобы ее убрали в холодильник на один час, а затем придем и проверим – вышло ли у нас задуманное или нет! Что должно произойти с молоком за этот час?

Дети отвечают.

Воспитатель: Молоко имеет свойство замерзать, это-то мы и проверим! Ребята, а как вы думаете, молоко – это полезный продукт?

Дети отвечают.

Воспитатель: А почему?

Дети отвечают.

Воспитатель: Я начну четверостишие, а вам предлагаю его закончить:

Шлет привет вам всем корова:

- Пейте, дети, молоко

Будете … !

Дети заканчивают четверостишие.

Воспитатель: Молодцы, на славу мы с вами потрудились! Давайте вспомним все, что мы сегодня узнали нового о молоке.

Дети вспоминают и отвечают.

Воспитатель: Меньше чем через час мы проверим готовность мороженного, а сейчас давайте наведем порядок в лаборатории и похлопаем себе и друг другу за хорошую работу.