Возрастная группа:  старшая.

Цель: создать условия для развития у детей диалоговой формы  речи и способности выстраивать монолог посредством ТРИЗ-технологий.

Задачи:

  1. Развивать стремление выражать свое мнение, фантазировать, делать выводы, самостоятельно находя для этого различные речевые средства.
  2. Стимулировать мышление.
  3. Тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы.
  4. Учить элементам анализа.
  5. Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Методические приемы:

  1. наглядные: показ, рассматривание.
  2. словесные: вопрос.
  3. практические: сюрпризный момент, ТРИЗ-технологии: придумывание сюжета, мозговой штурм, метод Робинзона, синектика.

Материал:

  1. Муляж пальмы высотой 1,20 м., либо комнатное растение «Вашингтония» аналогичного размера.
  2. Ортопедические коврики желтого цвета.
  3. Ткань синего цвета.
  4. Сундук.
  5. Картинки с изображениями предметов черного и белого цвета (пират, пиратский крюк, шлюпка, спасательный круг, попугай на плече пирата, пиратский флаг, деревянная нога, парус корабля).
  6. Содержимое сундука: веревка, яблоко, тетрадь, косточка, руль от велосипеда, гвоздь, шляпа, пустой коробок спичек, мягкая игрушка «Ёжик».
  7. Магнитофон.
  8. Аудиозапись песни «Чунга-Чанга».
  9. Муляж костра: палочки, сложенные в шалаш с закрепленными к нему бумажными языками пламени.

Ход занятия

Дети с воспитателем входят в группу, посреди игровой комнаты находятся муляж пальмы, либо комнатный цветок «Вашингтония» высотой 1,20 м., под ней из мягких ортопедических ковриков желтого цвета выложен остров, вокруг которого расположена синяя ткань, олицетворяющая воду. Возле пальмы стоит сундук. Не далеко от пальмы расположен костер из палочек, выложенных в шалаш с закрепленными к нему языками пламени.

Воспитатель: Ребята, куда мы попали?

Дети отвечают.

Воспитатель: Вот это да! Посмотрите, а что это стоит под пальмой? (указывает на сундук).

Дети отвечают.

Воспитатель: Интересно, что же в нем лежит… А вам интересно?

Дети отвечают.

Воспитатель: Как вы думаете, откуда мог появиться сундук?

Дети размышляют, фантазируют, останавливаются на самой оптимальной идеи по их мнению.

Воспитатель: Интересно!  Я предлагаю отправиться на остров, но боюсь, что у нас с этим могут возникнуть сложности. Как вы думаете, почему?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Нам каким-то образом необходимо преодолеть воду. Есть идеи, как это можно сделать?

Дети выдвигают свои версии, то может быть волшебный корабль или летающая тарелка, ступа Бабы Яги или метеорит, катамаран или спины дельфинов, все, что может быть представлено детской фантазией, как средство или способ перемещения на остров.

Воспитатель и дети останавливаются на самой оптимальной идее и перемещаются на остров придуманным и реализованным детьми способом (дети могут использовать любой подручный материал).

Воспитатель: Вот и добрались, как здорово, что вам пришла в голову такая замечательная идея, и как нам повезло, не встретить пиратов на своем пути… Вы знаете, кто это такие?

Дети отвечают.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Черное-белое».

Воспитатель показывает детям картинки с изображением предмета черного цвета – детям предлагается назвать отрицательные качества или признаки этого предмета; затем показывает картинку того же предмета белого цвета – предлагается назвать положительные свойства, качества или признаки этого предмета (картинки: пират, пиратский крюк, шлюпка, спасательный круг, попугай на плече пирата, пиратский флаг, деревянная нога, парус корабля).

Воспитатель: Какие вы сообразительные! Вот мы и добрались до сундука. Ребята, а если от закрыт!? (проверяет). Точно закрыт! Может  кто-то знает способ, как можно открыть сундук, если нет ключа?

Дети фантазируют, размышляют.

Воспитатель: Какие интересные идеи! (Случайно толкает сундук и тот открывается). Ой, кажется, в первый раз я приложила недостаточно сил. Давайте посмотрим, что же там!

Дети и воспитатель заглядывают в сундук, там лежат разные предметы: веревка, яблоко, тетрадь, косточка, руль от велосипеда, гвоздь, шляпа, пустой коробок спичек, мягкая игрушка «Ёжик».

Воспитатель: Давайте подумаем, кому и зачем на необитаемом острове могли бы пригодиться эти предметы и как их можно еще приспособить и использовать, кроме как по назначению!

Воспитатель достает по одной вещи, дети размышляют, как еще, кроме как по назначению, можно использовать данные предметы.

Воспитатель: Замечательно! Давайте разделимся на пары, и каждая пара возьмет по одному предмету из сундука.

Дети делятся на пары, берут себе предмет.

Воспитатель: Теперь, когда у всех есть какой-то предмет, мы постараемся придумать с ними рассказ, продолжая, друг друга. Я приглашаю всех сесть вокруг костра.

Дети и воспитатель садятся вокруг костра, в руках держат предметы. Воспитатель: Разрешите мне начать?

Дети отвечают.

Воспитатель берет из сундука тетрадь, садится к детям и начинает рассказ: «Как-то вечером Алиса собралась делать домашнее задание, открыла рюкзак, но тетради в нем не оказалось. Тогда она начала обыскивать свою комнату в поисках пропажи…». Дальше рассказ продолжает пара ребят, привязывая историю к предмету, которые они взяли из сундука.

Воспитатель: Ребята, вам понравился наш рассказ?

Дети отвечают.

Воспитатель: Мне очень понравилось с вами заниматься сочинительством. Мы славно потрудились, и сейчас я приглашаю всех на танец!

Звучит аудиозапись песни «Чунга-Чанга», дети и воспитатель исполняют шуточный танец-хоровод вокруг пальмы, затем вокруг костра.