Возрастная группа: старшая.

Цель: создать условия для обогащения и расширения знаний детей о зиме, ее первом месяце – декабре.

Задачи:

  1. Учить видеть противоречия в рассматриваемых явлениях и разрешать их;
  2. Развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы;
  3. Закрепить знания правил поведения при неблагоприятных погодных условиях;
  4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на образный язык народной поэзии.
  5. Практиковать рисование схематического изображения цветными карандашами.

Интеграция образовательных областей:

  1. Познавательное развитие;
  2. Речевое развитие;
  3. Художественно-эстетическое развитие.

Словарная работа: стужа, студень, студеный, метель.

Материал:

  1. Картонный муляж «Телевизор»;
  2. Рисунок и рамки разрешающего/запрещающего знака;
  3. Цветные карандаши;
  4. Листы А4;
  5. Рисунок – Модель «грустное/веселое лицо». 

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку:

Наступили холода,

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает:

Когда это бывает?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какого цвета больше всего зимой? Почему?

Дети отвечают.

Воспитатель: Вот и поэтесса Елена Трутнева тоже это заметила и рассказала нам в своем стихотворении. Давайте послушаем и выясним, правы ли мы, когда говорим, что зимушка-зима белая.

Ребенок читает:

Белой краской выкрасила

Все подряд зима:

Лес и поле белые,

Белые луга,

У осин заснеженных

Ветки, как рога.

Воспитатель: Что вы узнали из этого стихотворения о зиме? Какими еще словами можно сказать о зиме? (Белоснежная, зимушка-зима, заснеженная, холодная, морозная).

Дети отвечают.

Заходит Декабрь.

Декабрь: Здравствуйте, дети! Вы узнали меня?

Дети размышляют и отвечают.

Декабрь:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц май пройдет,

Мы встречаем Новый Год (Декабрь).

Дети размышляют и отвечают.

Декабрь: Я – Декабрь! Подскажите, какой я по счету зимний месяц?

Дети отвечают.

Декабрь: В народе меня называют «студень», «студеный» от слова «стужа» (закрепить слова с детьми). В декабре на улице бывает холодно, студено, стоит стужа, морозы трескучие, метут метели. Мороз обжигает лицо, и совсем не хочется выходить на улицу, и настроение у детей и взрослых может быть вот такое (показывает модель «грустное лицо» на стене над уголком по развитию речи).

Воспитатель: А почему такое грустное лицо, ребята? (Зимой долго одеваться, мороженное нельзя есть, солнышко редко светит и не греет).

Дети размышляют и отвечают.

Декабрь: И все же зимой бывает вот такое настроение (указывает на модель «веселое лицо»).

Воспитатель: Ребята, почему люди могут быть веселыми зимой? (играем в снежки, лепим снежную бабу и пр.)

Дети размышляют и отвечают.

Декабрь: У русского народа есть много пословиц, поговорок и загадок о зиме и зимних явлениях, примет, которые предупреждают нас о плохой погоде. Вы какие знаете? (Дети рассказывают пословицы).

Декабрь: Хорошо, а я еще вам вот какие расскажу:

Много снега – много хлеба;

- Береги нос в большой мороз;

- Без рук рисует – без зубов кусает (мороз);

- Кручу верчу – знать ничего не хочу (метель).

Дети отгадывают.

Воспитатель: Раньше могли определить погоду по приметам. А сейчас мы откуда можем узнать о погоде?

Дети размышляют и отвечают (TV, радио, интернет).

Воспитатель:  А вы хотите узнать прогноз погоды на сегодня?

Дети отвечают.

Декабрь садится «в телевизор» и рассказывает: - Ночью был сильный ветер и мороз, столбик термометра опустился до - … градусов по Цельсию. Утром ожидается небольшой снегопад, к обеду ожидается потепление и столбик термометра поднимется до - … градусов по Цельсию. К вечеру же опять подморозит, температура воздуха вновь станет - … градусов по Цельсию. Осторожно, возможен гололед.

Воспитатель:  Ребята, а что такое гололед? И как себя вести во время гололеда?

Дети  размышляют и отвечают.

Воспитатель: Подскажите, а какие еще опасности могут возникнуть зимой?

Дети  размышляют и отвечают (в случае заминки у детей, Декабрь начинает описывать ситуацию, которая может вызвать опасности. Например, иногда у меня бывает и очень теплая погода, тогда начинают капать сосульки).

Воспитатель:  Ребята, чтобы ничего плохого не стряслось, я предлагаю каждому из вас придумать какое-то правило безопасного поведения зимой и нарисовать их в виде знака. Вы согласны?

Дети  отвечают.

Воспитатель: Но для начала давайте вспомним, какие мы знаем знаки?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Запрещающие знаки мы будем рисовать в красных кружках, а знаки разрешающие - в синих.

Дети, воспитатель и Декабрь рисуют знаки.

Воспитатель: Хорошо мы потрудились. Я предлагаю оформить наши рисунки в выставку и разместить ее в приемной, чтобы напомнить нашим родителям о правилах безопасного поведения зимой.

Дети и воспитатель  прощаются с Декабрем и оформляют выставку.