Возрастная группа: старшая.

Цель: создать условия для обогащения представлений детей о семье: дать первоначальные знания об истории семьи, родственных отношениях.

Задачи:

  1. Уточнить наиболее значимую информацию о родных ребенка.
  2. Учить строить генеалогическое дерево семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи.
  3. Формировать основы нравственности во взаимоотношениях с родителями, воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи, желание помогать тем, кто в этом нуждается.
  4. Практиковать рисование фломастерами по замыслу.
  5. Развивать мышление, воображение.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Словарная работа: родословная, семейное дерево, члены семьи.

Материал:

  1. Фломастеры
  2. Плакат «Генеалогическое дерево»
  3. Картинки членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, дети)
  4. Фотографии членов семьи рассказывающих.
  5. Белые листы А4 по количеству детей.
  6. Дневник.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята давайте вспомним такую пальчиковую гимнастику:

Этот пальчик – дедушка, (показываем большой палец руки)

Этот пальчик – бабушка, (показываем указательный палец руки)

Этот пальчик – мамочка, (показываем средний палец руки)

Этот пальчик – папочка, (показываем безымянный палец руки)

Этот пальчик – я, (показываем мизинец на руке)

Вот и вся моя семья! (сжимать-разжимать все пальцы ладони).

Воспитатель: Как назвать одним словом тех, кого мы перечислили?

Дети отвечают.

Воспитатель: Каким еще словом можно назвать родных?

Дети отвечают.

Появляется ученик второго класса - мальчик Коля.

Коля: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Коля, я учусь во 2-ом А классе школы № 20. А вы тоже школьники?

Дети отвечают.

Коля: Моя учительница, Ольга Николаевна, задала мне домашнее задание, в котором я ничего не пойму… (открывает дневник, читает). «Приготовьте доклад «Мои родственники», вот какое задание. Да дело-то в том, что у меня с учебой как-то с первого класса не заладилось. Вы мне поможете? Вам что-нибудь известно о родственниках?

Воспитатель: А почему бы тебе не пойти в библиотеку и не поискать ответы там?

Коля: Да я ходил, но там столько много книг, я взял одну – ничего не нашел, взял вторую – ничего тоже…

Воспитатель: Так а что же ты не попросил помощи у библиотекаря?

Коля: Да он что-то читал, наверное, был слишком занят.

Воспитатель: Ребята, подскажите, а как еще можно узнать то, что тебя интересует?

Дети отвечают.

Коля садится на стул, берется за голову: «Об этом я не подумал!».

Воспитатель: Что ж, ребята, будем выручать Колю?

Дети отвечают.

Четверо детей по очереди презентуют приготовленные с родителями рассказы о близких родственниках (мама, папа, бабушка, дедушка), показывают фотографии.

Коля: А у бабушки и дедушки тоже есть мама и папа? Как их зовут?

Дети отвечают.

Коля: О как это все сложно! Столько всего много, можно запутаться! Тут бабушки, дедушки, мамы, папы … (рисует в воздухе руками очертание дерева).

Воспитатель: Ты своими руками только что нарисовал дерево, и всю семью можно представить в виде большого дерева: как дерево она сильная, она растет – появляются новые веточки и листочки – как вы думаете, кто это?

Дети отвечают.

Воспитатель: Как вы думаете, кто корни этого дерева и почему?

Дети отвечают.

Воспитатель: Да, самые старшие члены семьи дают ей начало. Это самые мудрые люди, они как крепкая основа (показывает детям плакат с изображением дерева с корнями, картинки «бабушка» и «дедушка» располагает в корневой части дерева). А ствол кто?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Ствол – это крепость жизни, здесь располагаются родители. Как вы думаете, почему?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Мама и папа – молодые люди, работают, трудятся. Заботятся о старших и младших (на стволе дерева располагает картинки «мама» и «папа»).

Воспитатель: а расскажите о веточках и листочках, кто это?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Дерево разрастается – появляются детки, ваши братики и сестренки (располагает картинки «дети» на листиках и ветках). А чтобы дерево крепко стояло, нужно заботится о его корнях, любить их и ухаживать за ними. Ну что Коля, мы помогли тебе?

Коля: Да, еще как, вот посмотрел на это дерево и вспомнил русскую пословицу: «Вся семья – самые верные друзья».

Воспитатель: Давайте мы попробуем нарисовать всю семью в виде дерева, у нас получится рисунок нашей родословной.

Коля: Я с вами.

Дети, Коля и воспитатель рисуют.

Воспитатель: Как здорово у нас получилось, целый лес можно составить из семейных деревьев. Я предлагаю унести рисунки домой, показать их родителям, и расспросить, правильно ли вы нарисовали вы свое семейное дерево, может быть, в него нужно что-то добавить.

Коля: Спасибо ребята, вы мне очень помогли, до свидания.