Цель: создать условия для обобщения представлений о сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».

Задачи:

Обучающие:

  1. учить разгадывать загадки;
  2. подбирать слова-антонимы;

Развивающие:

  1. развивать связную речь;
  2. развивать умение составлять предложения и пословицы из слов;
  3. подбирать родственные слова;
  4. развивать навыки словообразования и словоизменения;
  5. развивать умение употреблять в речи образные выражения, поговорки;
  6. употреблять в речи сложноподчинённые предложения;
  7. совершенствовать тактильные ощущения при выполнении игровых заданий;
  8. развивать логическое мышление, творческое воображение, фантазию;

Воспитывающие:

  1. воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельность, активность, инициативность.

Возрастная группа: старшая.

Интеграция образовательных областей: Познавательное, Художественно-эстетическое, Речевое.

Материал: игрушка рыбка; аквариум игрушка; тёмная ткань; большой кусок синей ткани; природный материал: морские звёзды, различные раковины, аудиозапись с записью звуков моря, криков дельфинов; листы ватмана 2 шт.; кисти; гуашь; непроливашки с водой; портрет А.С.Пушкина.

Ход занятия

Дети входят в группу под музыку «Шум моря».

Воспитатель:  Ребята, прислушайтесь. Слышите шум моря, крики дельфинов? Ах, как пахнет морским воздухом!

И увидели мы море

Красивое, большое.

Воздух мы морской вдохнём,

Дышим носом, а не ртом.

Плечи не поднимаем

Животом помогаем (дышим пять раз).

Дети принюхиваются, выполняют дыхательное упражнение.

Воспитатель: (читает загадку)

Не хожу и не летаю,

А попробуй, догони!

Я бываю золотая,

Ну-ка в сказку загляни!

Вы догадались о ком эта загадка, из какой сказки рыбка?

Кто её автор? (А.С. Пушкин, показывает портрет).

Если вы ребята правильно угадали, то под этой тканью окажется золотая рыбка (на столе стоит аквариум с игрушечной золотой рыбкой, накрытый тёмной тканью).

Ребята, вы помните, где старик поймал золотую рыбку?

не в грязной воде, а … (в чистой),

не медленно, а … (быстро).

Сама она была не простая, а … (золотая).

От увиденного у старика «глаза на лоб полезли».

Как вы понимаете это выражение?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Мы понимаем с вами это выражение так, что старик очень сильно удивился и поэтому широко раскрыл глаза (обобщает ответы детей).

Старик был:

не молодой, а … (старый),

не храбрый, а … (трусливый).

Отнёс он рыбку старухе, которая была:

не добрая, а … (злая).

не щедрая, а … (жадная, скупая).

Стук в дверь. Заходит Рыбак (не старик из сказки).

Рыбак: Здравствуйте, ребята! (Запыхался). Ой, как же здорово, что я сумел до вас добраться. Беда случилась с золотой рыбкою. Поймала ее все-таки старуха, посадила в аквариум и не хочет выпускать! Я с другими рыбаками ходил просить ее отпустить рыбку, так как всякая рыба перевелась нынче в море. Она долго не соглашалась, затем согласилась, но только в обмен за золотые слитки. А где ж их взять… (берется за голову).

Воспитатель:  Постойте, за слитки золотые? Так они у меня есть! Но как-то жалко мне отдавать их старухе… Ребята, или все-таки отдадим их старухе в обмен на свободу золотой рыбки?

Дети отвечают.

Воспитатель: Но слитки надо заработать! Вы готовы? За каждое выполненное задание я буду вручать вам по одному! А ты рыбак, помогай ребятишкам!

Рыбак: С радостью! Нам нужно 5 слитков, такую цену старуха выставила за свободу золотой рыбки.

1 слиток

Опустите руки «под воду», которую изображает эта ткань, отыщите морских животных и, ощупывая их, попробуй узнать. (Дети просовывают руки под ткань, находят морских животных, ощупывают их и называют морское животное, не вынимая из-под ткани, после ответа достают и проверяют правильность выполнения задания).

2 слиток

Образуй новые слова:

Рыба - … (рыбка, рыбище),

Плавник - … (плавничок, плавничище),

Хвост - … (хвостик, хвостище),

Глаз - … (глазик, глазище).

Определи, какое слово лишнее:

Рыбка

Рыболов

Рыбёшка

Рынок

Рыбачить

Рыбачка

Почему слово рынок лишнее? (объяснения детей).

Рыбак: У нас уже есть два слитка, мы близки к своей цели! Предлагаю размяться.

Игра «Море волнуется».

Воспитатель: Третий слиток я отдам тому, кто четко и быстро проговорит скороговорку «В озере карп, а в море – краб».

4 слиток

Воспитатель: Ребята, наверное, рыбка загрустила у старухи в аквариуме. Давайте прочитаем для неё стихотворение (ребёнок читает стихотворение «Карасик»).

5 слиток:

Воспитатель: А теперь я попрошу вас нарисовать золотую рыбку в море, для этого вам нужно будет разделиться на 2 команды!

Дети в командах рисуют золотую рыбку.

Рыбак: Спасибо, ребята! Помогли мне добыть золотые слитки! Доброе дело вы сделали, теперь старуха точно отпустит золотую рыбку. Пойду ее выручать из плена! До свидания!

Жил

В озерке

Золотистый

Kарасик.

Ласково звали

Kарасика -

Васик.

Плавал карасик,

Искал червяков,

Сдёргивал мушек

С ребячьих

крючков

И, пробираясь

Hа щучьи пески,

Ловко с мальками

Играл в пузырьки.

Чаек дразнил он

Hа зорьке огнистой,

Спать заходил

В камышок негустой,

Пока не узнал он,

Что он - золотистый,

Пока не подумал,

Что он -

золотой.

- Васик! -

Зовут его ёршики. -

Васик!

Может быть,

С нами

Поплаваешь часик?

- Hет! - отвечал он. -

Hикак не могу!

Я - золотой,

Я себя

Берегу! -

В тине зелёной,

В осоке и ряске

Стали тускнеть

У карасика

Глазки...

- Васик! - печалятся отмели.

Васик!.. -

...Жил

В озерке

Золотистый

Kарасик...