Возрастная группа: старшая.

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о том, кто такой художник-иллюстратор и в чем заключается его работа.

Задачи:

  1. Продолжать закреплять диалогическую форму речи;
  2. Активизировать словарь детей по данной теме;
  3. Развивать мышление, фантазию, воображение;
  4. Закрепить навыки рисования по замыслу.

Интеграция познавательных областей:

  1. Речевое развитие;
  2. Художественно-эстетическое развитие;
  3. Познавательное развитие.

Словарная работа: художник-иллюстратор, иллюстрация, типография.

Материал:

  1. Книга «Любимые стихи к праздникам»;
  2. Раздаточные листы с текстом стихотворения «Салют» О. Высоцкой на каждого ребенка;
  3. Распечатанное стихотворение на листе формата А4 Плещеева «Весна»;
  4. Цветные карандаши.

 

Ход занятия

Воспитатель с детьми сидят в кругу на ковре.

Воспитатель: Ребята, я хочу прочитать вам стихотворения. Вы послушаете и скажете, какое вам больше всего понравилось, хорошо?

Дети отвечают.

Воспитатель: Стихотворение Плещеева «Весна»:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И еще одно стихотворение, на этот раз автор И. Косяков (воспитатель разворачивает книгу текстом и иллюстрациями к детям и читает стихотворение):

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

«Мама дорогая»

Колыбель кто вам качает,

Кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говорит

И игрушки вам дарит?

«Мама золотая».

Ребята, о чем говорилось в первом стихотворении?

Дети отвечают.

Воспитатель: А во втором о чем?

Дети отвечают.

Воспитатель: А чем похожи эти два стихотворения? И чем они отличаются? (показывает стихотворение о маме в книге с иллюстрациями и стихотворение о весне, напечатанное на листе А4 без иллюстраций)

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Оба эти стихотворения представлены в виде текста, различаются они содержанием и наличием, либо отсутствием картинок к нему (обобщает ответы детей).

Воспитатель: А знаете ли вы, как правильно называются эти картинки к стихотворениям в книге? (листает книгу, повернув ее к детям).

Дети отвечают.

Воспитатель:  Картинки в книжках, которые подходят по смыслу к тому, о чем написано на книжной странице, называют «иллюстрация». Давайте вместе скажем «ил-люст-ра-ция».

Дети и воспитатель произносят два раза слово «иллюстрация».

Воспитатель: Хорошо… А откуда иллюстрации берутся?

Дети размышляют и отвечают.

Стук в дверь. В помещение входит художник-иллюстратор детских книг.

Художник-иллюстратор:  Доброе утро, читающим!

Дети и воспитатель здороваются с художником-иллюстратором.

Художник-иллюстратор: Я слышала, как вы говорили об иллюстрациях, о детских стихотворениях и решила зайти, ведь я – художник-иллюстратор. Вы уже знаете, чем художник-иллюстратор отличается от других художников?

Дети размышляют и отвечают.

Художник-иллюстратор: Моя работа очень творческая и интересная. Занимаясь ею, время летит незаметно. Как вы думаете, с чего я начинаю свою работу?

Дети размышляют и отвечают.

Художник-иллюстратор  вызывает к себе четырех человек. Первого ребенка она спрашивает: «Что ты делал на выходных?» Ребенок отвечает и художник-иллюстратор просит его представить, что он об этом решил написать книгу – захватывающее приключение. Просит ребенка изобразить процесс письма. Художник-иллюстратор говорит о том, что написав книгу, писатель ее относит в типографию и просит напечатать свой труд, выпустить книгу (ребенок иллюстрирует приход в типографию, где его встречают остальные три ребенка-работника типографии), передает свои труды, просит изготовить книгу, уходит. Работники типографии: первый проверяет текст на наличие ошибок, второй работает над дизайном книги, третий должен найти художника-иллюстратора, который «вдохнет жизнь в книгу», то есть сделает ее яркой, наполнит картинками.

Художник-иллюстратор: Когда работник типографии дает мне текст книги, я его внимательно читаю. А затем придумываю к нему подходящие по смыслу картинки и компоную их на листе вместе с текстом книги. После этого типография забирает мои иллюстрации. Если они понравились, их вставляют в книгу и печатают ее. Если нет, то я вношу в иллюстрации изменения. В каждой книге на первой странице есть надпись с именем художника-иллюстратора (показывает надпись «Художник Е. Володькина» в книге «Любимые стихи и праздники»). О, кстати! У меня с собой есть заказ, который я еще не делал. Может, вы мне поможете выполнить работу?

Дети отвечают.

Художник-иллюстратор: Тогда, повертись-покружись, в художника-иллюстратора превратись!

Воспитатель: Перед каждой работой нужно размяться, вы согласны?

Дети отвечают.

Танец-разминка «Пяточка-носочек»

Художник-иллюстратор: Здорово, можно приступать к работе! С чего начнем?

Дети отвечают.

Художник-иллюстратор читает стихотворение Высоцкой О. «Салют»:

Скорей, скорей одеться!

Скорей позвать ребят!

В честь праздника Победы

Орудия палят.

Вокруг все было тихо,

И вдруг – салют! Салют!

Ракеты в небе вспыхнули

И там, и тут!

На улицу, на улицу

Все радостно бегут,

Кричат «Ур-ра!»

Любуются

на праздничный

салют!

Художник-иллюстратор: О чем говорится в стихотворении?

Дети размышляют и отвечают.

Художник-иллюстратор: От чьего имени ведется повествование?

Дети размышляют и отвечают.

Художник-иллюстратор: А вы видели салюты праздничные?

Дети отвечают.

Художник-иллюстратор: Как вы думаете, какую иллюстрацию мы можем нарисовать к стихотворению? Давайте я еще раз его прочитаю, а вы закроете глаза и попробуете представить то, о чем я читаю, хорошо?

Художник-иллюстратор читает стихотворение еще раз, дети с закрытыми глазами пробуют представить содержание стихотворения.

Художник-иллюстратор: Получилось представить? А теперь давайте пройдем за столы и каждый попробует нарисовать иллюстрацию к стихотворению, скомпоновать ее с текстом стихотворения.

Когда дети рассаживаются за столы, воспитатель в третий раз читает стихотворение, после чего дети приступают к работе.

По окончанию работы дети показывают друг другу и художнику-иллюстратору свои работы, обсуждают их, делятся впечатлениями, прощаются с художником-иллюстратором.