Возрастная группа: средняя.

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о перелетных птицах посредством позновательно-игровой деятельности.

Задачи:

- образовательные:

  1. создать условия для познавательной активности дошкольников;
  2. продолжать закреплять представления о названиях перелетных птиц;
  3. продолжать формировать навык дифференцирования перелетных птиц от других;
  4. закрепить у детей представления о том, куда и почему улетают птицы;
  5. сформировать у детей представление о том, почему утка и лебедь улетают на юг последними;
  6. формировать у детей навык образования множественного числа имени существительного;
  7. формировать у детей навык образования ласковой формы слова.

развивающие:

  1. развивать логическое мышление, внимание, память;
  2. развивать у детей самостоятельность;
  3. развивать диалогическую и монологическую форму речи;
  4. активизировать словарь детей по теме занятия.

воспитательные:

  1. воспитывать желание помочь нуждающемуся;
  2. воспитывать доброжелательное отношение к пернатым друзьям;
  3. воспитывать уважительное отношение при коллективном взаимодействии.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.

Средства: магнитофон, аудиозапись «Голоса уток», аудиозапись «В мире животных», письмо от журавлика Сили, конверты с заданиями, карточки-задания, ободки «Птицы», мяч, кусочки карты, клей, лист бумаги, влажные салфетки.

Ход занятия

Звучит аудиозапись «Голоса уток».

Воспитатель: Ребята, чьи это голоса?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Конечно же, это утки. Интересно, почему их так много и о чем они поют? Как вы думаете?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Может быть, они собираются улетать в теплые края?

Дети отвечают.

Воспитатель: Почему некоторые птицы зимой улетают?

Дети отвечают.

Воспитатель: Как назвать таких птиц?

Дети отвечают.

Воспитатель просит детей повторить «перелетные», показывает картинки: «утка» и «гусь», и говорит детям о том, что эти птицы водоплавающие. Они улетают позже всех остальных, когда замерзают водоемы, на которых они живут.

Воспитатель обращает внимание на письмо на столе, обращается к детям.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам кто-то написал письмо (берет конверт, читает): «Здравствуйте, ребята! Пишет вам заблудившийся журавлик Силя. Уже второй год я отбиваюсь от своей стаи, когда мы отправляемся в теплые края. В этом году я увидел красивую полянку и спустился, чтобы рассмотреть ее получше, и заигрался. А в то время моя стая уже исчезла из виду. В прошлом году за мной вернулся мой брат, а в этот раз он меня предупредил, что если я отстану от стаи, то догнать ее мне помогут только ребята из детского сада. Вы поможете мне? Для этого нужно выполнить несколько заданий в конвертах. За каждое выполненное задание будет открываться кусочек карты, на которой указан маршрут моей стаи. Мне очень нужна ваша помощь. Ваш журавлик Силя».

Воспитатель: Ребята, поможем Силе догнать стаю?

Дети отвечают.

Воспитатель: Итак (берет первый конверт), посмотрим, что же за задание нас ждет?

Игра «Назови ласково» (с демонстрацией картинок птиц)

  • Утка – утенок, грач - грачонок, журавль – журавлик, кукушка – кукушечка, лебедь – лебежонок, скворец  - скворченок, соловей – соловейчик, цапля – цапелька, голубь – голубчик, ворона – вороночка.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, но это еще не все. Здесь сказано, что почти на всех этих картинках (раскладывает перед детьми) изображены перелетные птицы, и только две из них зимующие. Найдите их и назовите (ворона, голубь).

Дети выполняют задание, воспитатель по необходимости помогает наводящими вопросами.

Воспитатель: Хорошо, а теперь скажите, один – голубь, а много - … (голуби). Один – ворон, а много - …(вороны).

Воспитатель: Вот мы и получили первую деталь карты для журавлика, продолжим?

Дети отвечают.

Воспитатель:  А вот и второе задание: «Ребята, выберите ободки, на которых изображены перелетные птицы и станцуйте прощальный танец «До встречи весной!».

Дети выбирают ободки, воспитатель помогает по необходимости, звучит музыка из телепередачи «В мире животных». Дети и воспитатель танцуют по замыслу, имитируя полет птиц.

Воспитатель: А теперь покружились, повертелись, в ребятишек средней группы превратились! А вот и второй элемент карты, держите, попробуйте соотнести его с первым. Вы готовы посмотреть, что нас ждет в третьем конверте?

Дети отвечают.

Воспитатель: Игра «Найди лишнее». Ваша задача – определить на слух, что из того, что я скажу, лишнее и почему?

  • кормушка, скворечник, гнездо, сарай;
  • червячок, котлета, зернышко, семечки;
  • синица, кукушка, утка, грач; (синица – зимующая, остальные перелетные)
  • голубь, ворона, воробей, лебедь; (лебедь – перелетная, остальные зимующие)
  • ласточка, скворец, цапля, пеликан; (пеликан – не обитает в наших краях)

Дети выполняют занятие.

Воспитатель: Молодцы, еще одна часть карты у нас. А вот и последнее задание – «Составь рассказ о птичке-невеличке».

Воспитатель предлагает детям сесть в круг и по очереди по часовой стрелке, передавая мяч, составить рассказ. Например, воспитатель начинает: «В зеленом лесу живет птичка-невеличка по имени Незабудка…», передает мяч соседу слева, который продолжает рассказ одним предложением, после чего передает мяч следующему ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока дети не решат, что рассказ получил логическое завершение.

Воспитатель: Интересная история у нас получилась, вот он последний элемент карты. Пройдите к столу с листом бумаги и клеем, соберите и склейте карту, а я, тем временем, подпишу конверт для журавлика Сили.

Дети выполняют задание, помещают карту в конверт, отдают младшему воспитателю, который говорит, что как раз сейчас идет на почту и с радостью отправит письмо.

Воспитатель: Помогли мы журавлику Силе?

Дети отвечают.

Воспитатель: Помогли, молодцы! Ребята, что нового вы узнали? Что вам понравилось больше остального, а что оказалось трудным?

Дети проводят рефлексию.