statia

Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

Цель: повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, внедрять в работу инновационные методы и приемы.

Задачи:

  1. Изучить методическую литература по данной теме, познакомиться с опытом коллег.
  2. Разработать и реализовать программу, перспективный план работы с детьми, коллегами и родителями по данной теме.
  3. Разработать и реализовать план обогащения развивающей предметно-пространственной среды по данной теме.
  4. Разработать и реализовать план-график участия в профессиональных конкурсах.

Прогнозируемый результат: на основании изученной литературы  и опыта коллег по теме «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста», была разработана и реализована работа по данному направлению с родителями, детьми и коллегами. Она поспособствовала повышению уровня патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста и взрослых.

У  детей:

  • сформированы представления о родном крае, семье, детском саде;
  • дети в активной речи используют потешки, считалки, загадки;
  • сформировано умение играть в русские народные подвижные игры;
  • расширены знания детей по сказкам и сказочных героев;
  • дети осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют заклички, читают стихи);
  • пополнены знания детей сказками и сказочными героями; сформировано умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
  • используют атрибуты русской народной культуры (свистульки, дудочки, шумелки, трещотки, деревянные ложки) в самостоятельной деятельности.

  Повысился уровень моей профессиональной компетенции по теме Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

Актуальность

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) п.1.6, одной из задач, на решение которой направлен ФГОС ДО, является « объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствие с требованиями ФГОС ДО – основная задача воспитателя в современном детском саду.  

Нравственно-патриотическим воспитанием необходимо заниматься с младшего дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться такие черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Цель воспитания патриотизма у детей младшего дошкольного возраста - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, родном дому.

Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема для самообразования «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

Схема работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический;

2 этап – проектировочный;

3 этап – практический

4 этап - подведение итогов, рефлексия.

1 этап (сентябрь, октябрь)

  • Изученной методической литературы по теме патриотического воспитания младших дошкольников.
  • Изучение опыта коллег по теме «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».
  • Ознакомление с материалом по теме в сети Интернет.
  • Обобщение материала.

2 этап  (октябрь, ноябрь)

  • Разработка программы, перспективных планов работы с детьми, коллегами и родителями.
  • Разработка и реализация плана обогащения развивающей предметно-пространственной среды  в помещениях детского сада и на участке по данной теме.
  • Разработка и реализация плана-графика «Участие в профессиональных конкурсах».

Для работы с детьми:

  • Подбор и создание демонстрационного и дидактического материала для совместной деятельности с детьми.
  • Организация в групповом помещении патриотического уголка для свободного доступа детей.

Мероприятия с детьми, включенные в данное перспективное планирование, проводятся четыре-семь раз в месяц. Их содержание соответствует возрастным особенностям дошкольников второй младшей группы и направлено на реализацию Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации. Данная деятельность способствует поддержанию детской инициативы, самостоятельности, и предполагает использование деятельностного подхода, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования. Продолжительность занятий соответствует нормам СанПиН и составляет 15 минут.

3 этап (ноябрь – май)

Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
Ноябрь
  1. Прослушивание аудиозаписи "Солнышко лучистое".
  2. Спортивно-речевое развлечение "Курочка Ряба".
  3. Чтение русской народной сказки "Маша и медведь".
  4. Игра-ситуация с использованием игрушек "Готовим для кукол обед".
  1. Анкетирование «Патриотическое воспитание в нашей семье».
  2. Рекомендовать родителям дома прослушивать с ребенком народные мелодии.
  1. Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей патриотическому воспитанию детей».
Декабрь
  1. Детско-родительская творческая выставка «Новогодняя игрушка»;
  2. Чтение русской народной сказки: "Волк и семеро козлят".
  3. Игра-посиделка "Ладушки в гостях у бабушки".
  4. Народные подвижные игры "Ходит Ваня", "Пузырь".
  1. Детско-родительская творческая выставка «Новогодняя игрушка»;
  2. Рекомендовать родителям дома при организации взаимодействия с ребенком использовать игру-посиделку «Ладушки в гостях у бабушки».
  1. Мастер-класс «Привлечение родительской общественности к патриотическому воспитанию младших дошкольников».
Январь
  1. Разучивание в игровой форме потешки "Сорока- белобока кашу варила".
  2. Продуктивная деятельность. Рисование «Рождественская звезда».
  3. Выставка фотографий "Мой отдых на природе".
  4. Игра-беседа "Родная страна.
  5. Игровая ситуация «К нам пришли необычные гости» (знакомство с русскими народными инструментами - свистулька, дудочка, шумелки, трещотки, деревянные ложки).
  1. Рекомендовать родителям дома разучить с ребенком потешку "Как у нашего кота".
  2. Родительское собрание «Патриотическое воспитание детей»;
  3. Выставка фотографий "Мой отдых на природе".
  1. 1.Семинар-практикум «Педситуации и их решения по вопросу патриотического воспитания младших дошкольников».
Февраль
  1. Выставка фотографий "Наш праздник".
  2. Экскурсия на выставку «Родной город Лобня».
  3. Разучивание в игровой форме потешки "Наша- то хозяюшка сметлива была".
  4. Чтение русской народной сказки "Заюшкина избушка".
  5. 4. Рисование «Открытка для папы».
  1. Рекомендовать родителям повторять дома с ребенком потешки.
  2. Привлечение к организации выставки «Родной город Лобня».
  3. Выставка фотографий "Наш праздник".
  1. Организация выставки «Родной город Лобня».
Март
  1. Разучивание закличек "Приди весна с радостью", "Весна, весна красная", "Солнышко, солнышко ведрышко.
  2. Сюжетно-ролевая игра «Семья».
  3. Прослушивание аудиозаписи: "Песенка для мамы".
  4. Аппликация «Открытка для мамы».
  5. Народные подвижные игры "Ходит Ваня", "Пузырь".
  6. Выставка фотографий "Наш праздник".
  1. Рекомендовать родителям поиграть дома в игру-ситуацию с использованием игрушек "Помоги маме сварить суп".
  2. Выставка фотографий "Наш праздник".
  1. Консультации по запросу воспитателей в рамках темы по самообразованию.
Апрель
  1. Игра-беседа: "Я берегу игрушки и одежду".
  2. Чтение русской народной сказки "Кот, лиса и петух".
  3. Настольный театр "Кот, лиса и петух".
  4. Игра-ситуация с использованием игрушек "Уборка квартиры".
  1. Рекомендовать родителям дома читать ребенку русские народные сказки.
  1. Консультации по запросу воспитателей в рамках темы по самообразованию.
Май
  1. Просмотр мультфильма "Теремок".
  2. Чтение русской народной  сказки "Колобок".
  3. Народная подвижная игра "Кошки- мышки".
  1. Рекомендовать родителям петь с ребенком песенки о членах семьи.
  1. Отчет на итоговом педсовете о работе по самообразованию на тему «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (в рамках реализации программы"Я-Кадет!").

4 этап (май) – рефлексия, подведение итогов