Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html
    Малый бизнес, создание бизнеса, бизнес идеи

    Специальное предложение для подписчиков нашей группы ВКонтакте. Всю информацию для участия в конкурсах/публикациях Вы можете отправлять личным сообщением администратору.

    Вход на сайт

         

    slogin.info

    Разработано совместно с jtemplate шаблоны Joomla

    statia

    ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    Пояснительная записка

    Цель и задачи реализации Программы

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом.

    Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина, будущего кадета.

    Данная программа направлена на реализацию разнообразных интересов, творческого потенциала будущих кадет, развитие в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями.
    В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности будущего кадета.

    Цель Программы: воспитание у детей  патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.

    Достижение данной цели становится возможным через решение следующих задач:

    • воспитание у ребенка любви и привязанности к родному городу;
    • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
    • воспитание уважения к труду;
    • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
    • формирование элементарных знаний о правах человека;
    • расширение представлений о городах России;
    • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
    • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
    • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
    • повышение уровня педагогической компетентности педагогов по организации взаимодействия, ориентированного на патриотическое воспитание.
    • формирование комплекса нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы патриотического воспитания в ДОУ;
    • ориентирование родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи;

    Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со  взрослыми и сверстниками.

     

    Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации программы.

    Программа «Я-кадет!» рассчитана на один учебный год. Программа ориентирована на воспитанников второй младшей группы, коллектив педагогов и родителей МБДОО  Центр развития ребенка - детский сад № 17 "Василек".Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, воспитанники и их родители.

     

    Принципы и подходы к формированию Программы.

    Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

    По мнению Л.С. Выготского, патриотизм включает в себя:

    • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
    • уважительное отношение к языку своего народа;
    • заботу об интересах Родины;
    • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
    • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
    • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
    • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
    • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
    • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
    • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

    Значимость системы патриотического воспитания детей заключается в том, что именно в дошкольном учреждении начинается воспитание патриота своей страны.

    Таким образом, практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современного детского сада, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    Программа определяет содержание, основные пути развития духовно-нравственного и патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

    Программа   «Я - кадет!» имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем,  определяет  актуальность  проблемы  духовно-нравственного  и патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

    Программа разработана  с учетом Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (до 2020 г.) на основе культурно-исторического, деятельностного и личностного подходов с учетом нормативно-правовых документов, регламентирующих дошкольное образование:

    1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
    2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г.  № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный  № 30384).
    3.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
    4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544 «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"».
    5. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. №   08-249.
    6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049-13  (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г № 26).

             Программа построена с учетом основных принципов дошкольного образования:

    1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
    2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
    3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
    4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
    5. Сотрудничество Организации с семьей;
    6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
    7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
    8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
    9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

     

    Принципы реализации Программы

    • Принцип регионализации нравственно-патриотического воспитания

    Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в  практическую деятельность.

    • Принцип  личностно-ориентированного общения

    Индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи, вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

    • Принцип доступности

    Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

    • Принцип системности

    Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

    • Принцип наглядности

    Принцип наглядности предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии достопримечательностей, памятников и т.д.

     

    Ожидаемые результаты реализации Программы

    • У детей развиты качества: любознательность, активность; они  проявляют интерес к новым для них фактам, задают вопросы взрослому, проявляют самостоятельность в различных видах деятельности.
    • Воспитанники соблюдают  нормы поведения, речевого этикета, соответствующие личности кадета  в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения и вне его.  Активно участвуют в делах группы, детского сада.
    • У детей развито положительное отношение к миру,  другим людям и самому себе. Они обладают чувством собственного достоинства, активно взаимодействуют со взрослыми  и сверстниками, участвуют в совместных играх.
    • Ребенок знает и любит свой родной край, город. Имеет сформированную гражданскую позицию.
    • Установлено тесное  взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников в вопросах патриотического воспитания.
    • Пополнена предметно-развивающая среда  группы в соответствии с реализуемой  программой «Я-кадет!».

    Критерии оценки ожидаемых результатов

    • положительное отношение к родной стране,  краю, городу;
    • улучшение взаимоотношений между детьми, родителями, бабушками, дедушками (укрепление внутрисемейных связей);
    • уважение к символике, гордости за принадлежность к своей стране и её народу;
    • проведение фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;
    • готовность и стремление к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
    • повышение компетентности педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников

     

    Значимые для реализации Программы характеристики.

    Психологические особенности детей дошкольного возраста

    Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает; переживание  этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.

    К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим. Эстетическим требованиям общества.

    Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности детей и взаимоотношения между ними способствуют актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению новых социальных эмоций. Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослым или другим ребенком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Нравственное развитие ребенка в большей мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами.

    Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования  высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в уже в любом , пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

    Базой патриотического воспитания является нравственное. Эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

     

    СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

    Методы и приемы организованной образовательной деятельности

    • Игра.
    • Наглядность (фотовыставки, выставки репродукций картин, рассматривание фотоархива военных лет и т.д.).
    • Традиционные методы народной педагогики.
    • Интерактивные выставки.
    • Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками военных действий.
    • Творческая активность детей.
    • Взаимодействие с социумом: музеи, библиотека.
    • Экскурсии по памятным местам г. Лобня.
    • Совместная деятельность детей и родителей, сотворчество с педагогом и сверстниками, коллективная работа.
    • Создание мини-музея.

    Основные разделы Программы

    1. Памятные даты российского календаря.
    2. Основы этикета.
    3. Моя Родина – Россия.
    4. Мой любимый город Лобня.
    5. Есть такая профессия - Родину защищать.
    6. Государственная символика.

             Особенностью образовательного процесса юных кадетов являются:

    • ежедневное утреннее построение;
    • специализированные  сюжетно-ролевые игры;
    • экскурсии по памятным местам и музеям г. Лобня;
    • совместные  праздники, способствующие развитию патриотических чувств: «День рождения детского сада», «День защитников Отечества», «День Победы», «День защиты  детей» и др.

     

    Содержание патриотического воспитания дошкольников:

    приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

    знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

    организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

     

    Способы и направления поддержки детской инициативы

    Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

    Приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность. Для поддержки детской инициативы необходимо:

    • создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;
    • рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
    • отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
    • всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
    • помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей;
    • способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
    • в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе;
    • не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (детей критикует игрушка, а не педагог);
    • учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
    • уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
    • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку, проявлять деликатность и тактичность;
    • всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности.

    Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

    Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением вариативных форм и методов.

    1. Познавательные занятия
    • Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г. Лобня, , их символика).
    • Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате - «Наш город» и т.д.
    1. Традиции
    • Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории. Для этого проводятся: Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
    • Экскурсии в музей г. Лобня;
    • Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».
    1. Природа и экология

    Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

    1. Взаимодействие с родителями

    Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника.

    Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве

     

    Работа с родителями в рамках реализации Программы «Я-кадет!»

    1. Привлечь родителей к сбору фотографий в фотоальбом «Моя семья». (мамина страничка «Самая, самая») и по видам деятельности – варит, стирает, гладит и т.д.
    2. Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к играм по темам: «Семья», «Детский сад», ряженье «Мамин сундучок».
    3. Подготовить консультацию для пап «В семье растёт сын».
    4. Обратить внимание родителей на выбор игрушек для ребёнка соответственного возраста и пола.
    5. Беседы с родителями о любимых игрушках детей.
    6. Предложить оформить семейный альбом «Наши любимые игрушки.»
    7. Привлечь родителей к сбору фотографий для оформления фотоальбома «Моя семья» (папина страничка «Мой папа умеет…»).
    8. Организовать совместную деятельность с папами по уборке участка, постройке снежных скульптур.
    9. Создать условия для заинтересованного участия в конкурсе семейных игрушек- самоделок.
    10. Организовать совместную работу детей и родителей по благоустройству участка группы.

     

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

    Месяц I Неделя II Неделя III Неделя IV Неделя
    Сентябрь Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» Природоохраняемая акция «Сохраним цветок» Целевая прогулка (растения участка, природа родного края)
    Октябрь Беседа «Моя семья» Проект (занятие) «Мама, папа, я – семья» Проект (рисование) «Портрет семьи» Проект (занятие) «Как животные родного края к зиме готовятся»
    Ноябрь Проект «Варвара-краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы). Беседа «Хорошо у нас в саду» Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
    Декабрь Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой» Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада. Наблюдение за трудом младшего воспитателя. День музея
    Январь Проект «Мой родной город»

    Проект (конструирование) «Мы построим новый дом».

    Беседа «Домашние животные у нас дома». Лепка «Угостим новых знакомых оладушками».
    Февраль «Белая береза под моим окном» – деревья в родном городе. Проект (рисование) «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей». «Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. Беседа «Как стать сильным?»
    Март

    Фотовыставка

    «Я и моя мама».
    Проект (рисование) «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую» «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. Проект «Помоги растению».
    Апрель Досуг «Рассказы о своей семье». «Наши добрые дела». Труд взрослых Беседа «Дом, в котором мы живем». Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный».
    Май Целевая прогулка к украшенной к празднику улице. Проект (рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют» Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В.Степанова «Наша природа». Беседа «Наш город Лобня».
    Июнь Природоохраняемая акция «Посади цветок» Экскурсия по памятным местам города (виртуальная). Акция «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой» Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю»
    Июль Познавательное развитие «Труд воспитателя». Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух». «Друзья наши меньшие» – знакомство с бурым медведем. Беседа «Военные – кто они?».
    Август Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите». Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья». Рассматривание фотоальбома «Город Лобня» здания и памятники города.

    Беседа

    «Наша дружная семья».

     

    Материально-техническое сопровождение

    • Дидактические и наглядные пособия;
    • современные средства ТСО;
    • методическая литература;
    • репродукции картин;
    • картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город», «Моя семья»;
    • детская тематическая художественная литература;
    • грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
    • карты, атлас Московской области;
    • символика г. Лобня, РФ, глобус и т.д.

    Организация развивающей предметно-пространственной среды

    Правильно организованная развивающая среда в группах детского сада позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

    Содержание развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивает «зоны ближайшего развития» детей.

    Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки. В группах младшего и среднего возраста – уголки нравственного воспитания, старшего и подготовительного к школе возраста созданы уголки нравственно-патриотического воспитания и психологического отдыха. В каждой возрастной группе продумывается рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных уголков.

    Дидактические пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей: план города, на котором дети без труда узнают свой детский сад;  различные виды театра по русским народным сказкам; макеты климатических и природных зон с представителями флоры и фауны.

    Изделия прикладного искусства.

    Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого. А что может быть доступней народных игр, сопровождаемых художественным словом? Поэтому физкультурные уголки кроме привычного спортивного оборудования содержат атрибуты для подвижных народных игр.

    Для нравственно-эстетического развития детей в каждой группе организованы музыкально-театральные уголки, в которых подобраны соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные).  

    Беседы о работах народных мастеров помогает детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.

    Необходимо накапливать методический материал по патриотическому воспитанию дошкольников: перспективные планы, картотеки, циклы бесед и занятий, материал по работе с семьёй.

    Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения.

    Направления, которые должны реализовываться систематически и планомерно во всех возрастных группах: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».

    Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. Этому способствуют специально организованные занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные занятия, праздники и развлечения.

    Знакомство с историей Родины начинайте с занятий, которые помогут обратить внимание детей на самих себя, на основе познания себя формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание и сочувствие к людям. Большое значение имеет закрепление и развитие любви и привязанности ребенка к своей семье, формирование представления о семье, родословной, воспитание гордости за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших традиций своих предков. Для этого расскажите детям, как и почему появились у людей имена, проводят беседы «Происхождение фамилий», «Мой дом, моя семья». Покажите иллюстрации, оформите семейные фотоальбомы, записывайте детские рассказы об интересных событиях в семье, проводите увлекательные вечера досуга «Отдыхаем всей семьёй».

    После приобщения детей к истории рода начинается их знакомство с историей и достопримечательностями г. Лобня.

    Еженедельно необходимо организовывать прогулки и экскурсии по ближайшим к детскому саду улицам, которые сопровождаются рассказами воспитателей о происхождении названий улиц, о труде взрослых. Для того чтобы экскурсии стали безопасными наши педагоги в группе создали уголок безопасности, где они совместно с детьми изучают правила дорожного движения, макет микрорайона, где находится сад.

    Через чтение литературы, оформление альбомов, планов, макетов, рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций о г. Лобня, воспитатели знакомят дошкольников с предприятиями города. Свои знания дети проявляют в творческих играх «Улица», «Путешествие по родному городу».

    Занятия, беседы, чтение художественной литературы о былинных богатырях соединены с изучением истории Отечества и воспитанием патриотизма, готовности защищать его, гордиться военными победами предков. По традиции в День защитника Отечества в детский сад приглашаются гости – военнослужащие, ветераны Великой Отечественной войны. 9 мая организуются экскурсии к Вечному огню.

    Приложение 1. План работы по самообразованию

    Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

    Цель: повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, внедрять в работу инновационные методы и приемы.

    Задачи:

    1. Изучить методическую литература по данной теме, познакомиться с опытом коллег.
    2. Разработать и реализовать программу, перспективный план работы с детьми, коллегами и родителями по данной теме.
    3. Разработать и реализовать план обогащения развивающей предметно-пространственной среды по данной теме.
    4. Разработать и реализовать план-график участия в профессиональных конкурсах.

    Прогнозируемый результат: на основании изученной литературы  и опыта коллег по теме «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста», была разработана и реализована работа по данному направлению с родителями, детьми и коллегами. Она поспособствовала повышению уровня патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста и взрослых.

    У  детей:

    • сформированы представления о родном крае, семье, детском саде;
    • дети в активной речи используют потешки, считалки, загадки;
    • сформировано умение играть в русские народные подвижные игры;
    • расширены знания детей по сказкам и сказочных героев;
    • дети осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют заклички, читают стихи);
    • пополнены знания детей сказками и сказочными героями; сформировано умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
    • используют атрибуты русской народной культуры (свистульки, дудочки, шумелки, трещотки, деревянные ложки) в самостоятельной деятельности.

      Повысился уровень моей профессиональной компетенции по теме Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

    Актуальность

    Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) п.1.6, одной из задач, на решение которой направлен ФГОС ДО, является « объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствие с требованиями ФГОС ДО – основная задача воспитателя в современном детском саду.  

    Нравственно-патриотическим воспитанием необходимо заниматься с младшего дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться такие черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Цель воспитания патриотизма у детей младшего дошкольного возраста - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, родном дому.

    Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема для самообразования «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

    Схема работы по самообразованию:

    1 этап – информационно-аналитический;

    2 этап – проектировочный;

    3 этап – практический

    4 этап - подведение итогов, рефлексия.

    1 этап (сентябрь, октябрь)

    • Изученной методической литературы по теме патриотического воспитания младших дошкольников.
    • Изучение опыта коллег по теме «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».
    • Ознакомление с материалом по теме в сети Интернет.
    • Обобщение материала.

    2 этап  (октябрь, ноябрь)

    • Разработка программы, перспективных планов работы с детьми, коллегами и родителями.
    • Разработка и реализация плана обогащения развивающей предметно-пространственной среды  в помещениях детского сада и на участке по данной теме.
    • Разработка и реализация плана-графика «Участие в профессиональных конкурсах».

    Для работы с детьми:

    • Подбор и создание демонстрационного и дидактического материала для совместной деятельности с детьми.
    • Организация в групповом помещении патриотического уголка для свободного доступа детей.

    Мероприятия с детьми, включенные в данное перспективное планирование, проводятся четыре-семь раз в месяц. Их содержание соответствует возрастным особенностям дошкольников второй младшей группы и направлено на реализацию Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации. Данная деятельность способствует поддержанию детской инициативы, самостоятельности, и предполагает использование деятельностного подхода, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования. Продолжительность занятий соответствует нормам СанПиН и составляет 15 минут.

    3 этап (ноябрь – май)

    Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
    Ноябрь
    1. Прослушивание аудиозаписи "Солнышко лучистое".
    2. Спортивно-речевое развлечение "Курочка Ряба".
    3. Чтение русской народной сказки "Маша и медведь".
    4. Игра-ситуация с использованием игрушек "Готовим для кукол обед".
    1. Анкетирование «Патриотическое воспитание в нашей семье».
    2. Рекомендовать родителям дома прослушивать с ребенком народные мелодии.
    1. Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей патриотическому воспитанию детей».
    Декабрь
    1. Детско-родительская творческая выставка «Новогодняя игрушка»;
    2. Чтение русской народной сказки: "Волк и семеро козлят".
    3. Игра-посиделка "Ладушки в гостях у бабушки".
    4. Народные подвижные игры "Ходит Ваня", "Пузырь".
    1. Детско-родительская творческая выставка «Новогодняя игрушка»;
    2. Рекомендовать родителям дома при организации взаимодействия с ребенком использовать игру-посиделку «Ладушки в гостях у бабушки».
    1. Мастер-класс «Привлечение родительской общественности к патриотическому воспитанию младших дошкольников».
    Январь
    1. Разучивание в игровой форме потешки "Сорока- белобока кашу варила".
    2. Продуктивная деятельность. Рисование «Рождественская звезда».
    3. Выставка фотографий "Мой отдых на природе".
    4. Игра-беседа "Родная страна.
    5. Игровая ситуация «К нам пришли необычные гости» (знакомство с русскими народными инструментами - свистулька, дудочка, шумелки, трещотки, деревянные ложки).
    1. Рекомендовать родителям дома разучить с ребенком потешку "Как у нашего кота".
    2. Родительское собрание «Патриотическое воспитание детей»;
    3. Выставка фотографий "Мой отдых на природе".
    1. 1.Семинар-практикум «Педситуации и их решения по вопросу патриотического воспитания младших дошкольников».
    Февраль
    1. Выставка фотографий "Наш праздник".
    2. Экскурсия на выставку «Родной город Лобня».
    3. Разучивание в игровой форме потешки "Наша- то хозяюшка сметлива была".
    4. Чтение русской народной сказки "Заюшкина избушка".
    5. 4. Рисование «Открытка для папы».
    1. Рекомендовать родителям повторять дома с ребенком потешки.
    2. Привлечение к организации выставки «Родной город Лобня».
    3. Выставка фотографий "Наш праздник".
    1. Организация выставки «Родной город Лобня».
    Март
    1. Разучивание закличек "Приди весна с радостью", "Весна, весна красная", "Солнышко, солнышко ведрышко.
    2. Сюжетно-ролевая игра «Семья».
    3. Прослушивание аудиозаписи: "Песенка для мамы".
    4. Аппликация «Открытка для мамы».
    5. Народные подвижные игры "Ходит Ваня", "Пузырь".
    6. Выставка фотографий "Наш праздник".
    1. Рекомендовать родителям поиграть дома в игру-ситуацию с использованием игрушек "Помоги маме сварить суп".
    2. Выставка фотографий "Наш праздник".
    1. Консультации по запросу воспитателей в рамках темы по самообразованию.
    Апрель
    1. Игра-беседа: "Я берегу игрушки и одежду".
    2. Чтение русской народной сказки "Кот, лиса и петух".
    3. Настольный театр "Кот, лиса и петух".
    4. Игра-ситуация с использованием игрушек "Уборка квартиры".
    1. Рекомендовать родителям дома читать ребенку русские народные сказки.
    1. Консультации по запросу воспитателей в рамках темы по самообразованию.
    Май
    1. Просмотр мультфильма "Теремок".
    2. Чтение русской народной  сказки "Колобок".
    3. Народная подвижная игра "Кошки- мышки".
    1. Рекомендовать родителям петь с ребенком песенки о членах семьи.
    1. Отчет на итоговом педсовете о работе по самообразованию на тему «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (в рамках реализации программы"Я-Кадет!").

    4 этап (май) – рефлексия, подведение итогов

     

    Приложение 2. Перспективный план работы с детьми по ознакомлению с семьей

    Образовательные области Деятельность Формы и методы работы
    «Познавательное развитие» Коммуникативная, познавательная

    Экскурсия по детскому саду: «Кто нас кормит».

    Экскурсия по детскому саду: «Кто нас лечит»

    Цель: Формирование представления детей о работе повара, о том, какие кухонные предметы, машины и посуда используются для приготовления пищи, как обрабатывают продукты, расширять знания детей о труде, о значении труда в жизни людей.  Познакомить детей с профессией медработника детского сада (медсестрой); показать расположение и оборудование медкабинета; познакомить с некоторыми медицинскими принадлежностями и их назначением. Воспитывать уважение к труду медработника.
    «Социально-коммуникативное развитие» Трудовая, игровая, коммуникативная, продуктивная

    1.С/р игра: сюжетно – ролевые игры «Дочки  - матери», «Мамины помощники», «Ждем гостей»;

    Цель: обучать детей соблюдать, приучать к опрятности не только себя, но и кукол, аккуратно расставлять посуду, воспитывать эстетичность и красоту,

    привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий, самостоятельности.
    Коммуникативная, чтение.

    Беседа: «Как вести себя в детском саду?»»

    Цель: Знакомить детей элементарным правилам поведения.

    Наблюдение: «Деревья на территории ДОУ»

    Цель: учить различать внешние признаки деревьев.

    Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой»

    Задачи:
    - расширить представления детей о птицах,
    об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;
    - закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года;
    - воспитывать в детях доброту, приучить их заботиться о птицах, наблюдать за ними,
    испытывать радость от сознания, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
    «Познавательное развитие»

    Познавательно-

    исследовательская

    и продуктивная (конструктивна)

    Д/и « Дом есть у всех»

    Цель: Учить детей сооружать постройки по собственному замыслу, формировать умение обыгрывать постройки, объединять их по сюжету.
    «Социально-коммуникативное развитие» Игровая, коммуникативная, познавательная

    Беседы на темы: «Моя семья».

    «Как стать сильным», «Я люблю маму и папу», «Профессии моих родителей»

    Цель: Формировать представление о семье, умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды.  Способствовать развитию речи как средство общения. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении. Развивать понимание речи и активизировать словарь. Помогать детям доброжелательно общаться друг с другом.
    «Речевое развитие»

    Чтение, коммуникативная, познавательная

    Чтение потешек.

    Чтение русских народных сказок: «Гуси — лебеди», «Колобок», «Теремок», «Лиса и заяц», «Маша и медведь».

    - Настольный театр по сказке «Колобок», «Курочка ряба».

    Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятия) книг.

    Инсценировка сказки «Колобок», «Теремок»

    Цель: Помогать играть в хорошо знакомую сказку.
    «Художественно-эстетическое развитие» Продуктивная, игровая, чтение, коммуникативная.

     1.Рисование «Цветы для любимой мамочки»

    2.Аппликация «Подарок маме».

    1. Аппликация «Подарок папе».

    Цель: Совершенствовать навыки и умения детей в аппликации, рисовании; развитие детского творчества.

    4.Конкурс «Рождественский подарок».

    Цель: привлечение родителей к художественно-продуктивной деятельности.

    5.Знакомство с народно-прикладным искусством (матрешка), с бубном, ложками и колокольчиком.

    Цель: учить узнавать матрешку и сравнивать ее с другими игрушками.
    «Физическое развитие» Игровая, коммуникативная, продуктивная

    Физкультминутки. Подвижные игры «Самолеты», "Будем в армии служить» и др.

    Цель: учить выполнять действия за воспитателем в соответствии с текстом; формировать здоровый образ жизни, желание помогать маме; развивать память, внимание.

     

    Используемая литература

    1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
    2. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
    3. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
    4. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
    5. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
    6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
    7. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
    8. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
    9. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
    10. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
    11. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
    12. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
    13. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
    14. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
    15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г.  № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный  № 30384).
    16. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

    You have no rights to post comments