statia

Цель: Закрепить знания у детей о гласных звуках и буквах.

Задачи образовательных  областей:

«Познание»:      

  1. Продолжать учить  детей на слух определять количество звуков.
  2. Закрепить знания о пространственных отношениях (снизу – вверх, слева -направо).
  3. Совершенствовать счет в пределах 4.

«Коммуникация»:

  1. Закрепить знание детей о гласных звуках и их признаках с  помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики.
  2. Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.  
  3. Воспитывать умение правильно произносить звуки.
  4. Совершенствовать умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
  5. Формировать умение самостоятельно выделить заданный звук интонацией.
  6. Сформировать понятие – звук и буква.

«Социализация»:

  1. Способствовать установлению эмоционального контакта между педагогом и детьми.           
  2. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками.

«Чтение художественной литературы»:

  1. Познакомить детей с одной  из малых форм фольклора – чистоговоркой.
  2. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительности речи.

«Здоровье»:

  1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через динамические паузы на занятии.

«Музыка»:

  1. Продолжать учить детей правильному речевому дыханию при пении гласных звуков (делаем глубокий вдох и плавно на длинном выдохе пропеваем каждый звук [а-а-а],  [о-о-о],  [у-у-у], [и-и-и],  [ы-ы-ы],  [э-э-э]).

Методические приемы:

  1. Артикуляционная гимнастика («Сказка  про веселый язычок»).
  2. Работа с предметными картинками (определение заданного звука, выделение его интонацией).
  3. Фонетическая зарядка (пение гласных звуков).
  4. Работа с раздаточным материалом (поселим звуки в домик).
  5. Фонетическое упражнение на выделение заданного звука в ударной позиции.
  6. Работа с чистоговорками.

Предварительная работа: наблюдения и выделение звуков в повседневной жизни; артикуляционная гимнастика со звуками ([а], [о], [у], [и], [ы], [э]); дидактические игры («Скажи, как звучит слово?», «В кругу с мячом»,  «Найди звук»).

Демонстрационный материал: Карточки-схемы с изображением положения языка (для артикуляционной гимнастики.)  Предметные картинки (лук, дом, рак, сыр,лист ); два нарисованных домика без окон, красные кружки, буквы.

Раздаточный материал: листы с нарисованными домиками без окон, красные кружки.

Ход занятия.

Артикуляционная гимнастика.

Ребята,  я хочу рассказать вам «Сказку про веселый язычок». Послушайте. Сидел язычок в своем домике. Стало ему скучно и захотелось песни попеть. Открыл он широко домик и запел: «а-а-а».

Показываю карточку-схему с изображением положения языка при произношении звука [а]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей) Хорошая песенка получилась.

Спою-ка я теперь другую,  - сказал язычок. Он выдвинул губы вперед и запел: «о-о-о». Показываю карточку-схему с изображением положения языка при произношении звука  [о].  (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

Потом язычок вытянул губы трубочкой и запел третью песенку: «у-у-у».  Показываю карточку-схему с изображением положения языка при произношении звука  [у].  (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

Открыл широко рот и спел: «э-э-э». Показываю карточку-схему с изображением положения языка при произношении звука [э]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

Выдвинул нижнюю губу вперед и пропел «ы-ы-ы».  Показываю карточку-схему с изображением положения языка при произношении звука [ы]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

Наконец язычок улыбнулся и запел свою последнюю песенку: «и-и-и». Показываю карточку-схему с изображением положения языка при произношении звука [и].  (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

 Молодцы ребята, ваши язычки пели хорошо песенки.

- Ребята, какие звуки пел язычок?

- Язычок пел звук: [а]

- Язычок пел звук: [о]

- Язычок пел звук: [у]

- Язычок пел звук: [э]. 

- Язычок пел звук: [ы]. 

- Язычок пел звук: [и].

- Ребята, какие это звуки?

Это гласные звуки. Почему их называют гласными? Гласные звуки произносятся голосом их можно петь.

Работа с предметными картинками на нахождение гласного звука.

Предлагаю детям посмотреть на картинку. Ответить что на ней изображено, какой гласный звук есть в этом слове. При произношении слова  делаем ударение на гласный звук (сы-ы-ыр,  до-о-ом, ра-а-ак, лу-у-ук...).

 Ответ полным предложением.

 На картинке нарисован  сыр. В слове «сыр» гласный звук [ы]. 

 На картинке нарисован  дом. В слове «дом» гласный звук [о]. 

- Молодцы! Умеете определять заданный звук и находить его в слове.

Посмотрите на доску.  На ней находятся два домика. В этот  домик мы поселим  звуки – что мы делаем со звуками? (Звуки мы произносим  и слышим). 

Работа с раздаточным материалом.

Построим каждому звуку по домику.

У меня есть дом, но в нем нет окон. Будем устанавливать окна.  В домиках для звуков окна будут круглые красные. Устанавливать будем снизу вверх, слева – направо. Посчитайте сколько этажей в доме? (четыре)  Начинаем  с первого этажа. Я буду произносить звуки, сколько звуков я произнесу, столько окон нужно будет установить на заданный этаж.

Первый этаж сделаем вместе.

АУ – сколько звуков я назвала? Два. Сколько окон на первом этаже? Два. Устанавливаем.

Следующий этаж. Слушайте и считайте.

И

Устанавливайте.

Третий этаж.

Э – Ы – А

Четвертый этаж:

О-А-Э-У

Выполняйте. Молодцы!

Фонетическая зарядка.

Наши звуки очень дружные и веселые. Представьте, что вы превратились в гласные звуки, встаньте, возьмитесь за руки, споем веселую песенку звуков. Сделали глубокий вдох и плавно на длинном выдохе пропеваем каждый звук. [А], [О], [У], [И], [Э], [Ы]  (Громко и тихо).

А теперь в обратную сторону.[ Ы], [Э],[ И], [У]. [О]. [А].

Динамическая пауза.

Фонетическое упражнение на выделение заданного звука в ударной позиции.

Ребята, давайте поиграем с вами в игру, я буду называть слова и когда вы услышите в них звук [И], вы будете хлопать:

Мак, Игра, Гиря, Цветок, Изюм, Лук, Сила.

А теперь топните  ножкой, если услышите слова в которых нет звука [У] (слушайте внимательно):

Утюг, Крот, Трава, Ухо, Утка, Осы, Суп, Кино, Руль.

Молодцы!

Работа с демонстративным материалом  у доски.

У нас есть еще один дом. Этот дом для букв. У каждого звука есть свой знак – Буква.  Что мы делаем с буквами? Мы их  пишем и читаем.

Поселим наши буквы в дом. Предлагаю найти заданную букву и поселить в домик. Требую от детей ответы полным предложением.

(Я нашла букву – А, поселим ее на первый этаж.)

Работа с чистоговорками.

Произнесите медлено чистоговорку, затем быстро. Индивидуальные и хоровые ответы детей.

Тра - тра - тра  в детский сад идем с утра.

Тру - тру - тру пыль везде сотру.

Тры - тры - тры у Вани две сестры.

Дидактическая игра.

Ребята, я знаю еще одну игру с мячом. Вставайте в кружок, я буду называть слова, а вы будете определять в этих словах одинаковый гласный звук:

Кот - Окна - Рита, какой одинаковый гласный звук ты услышала.

Звук [О] – Произнесем его вместе ООООО.

Ива - кит - Даша, какой одинаковый гласный звук ты услышала.

Звук [И] – Произнесем его вместе ИИИ.

Эхо-Эля - Паша, какой одинаковый гласный звук ты услышал.

Звук [Э] – Произнесем его вместе ЭЭЭЭ.

Дуб – Утка - Лера, какой одинаковый гласный звук ты услышала в этих словах?

Звук [У] – Произнесем его вместе УУУУУ.

Цветы – дым - Катя, какой одинаковый гласный звук ты услышал в этих словах.

Звук [Ы] – Произнесем его вместе ЫЫЫЫЫЫ.

Итог. - Вот и подошло к концу наше занятие. Чем мы занимались сегодня на занятии? Учились правильно произносить гласные звуки. Поселили звуки и буквы в домики, находили гласные звуки в словах. Познакомились с чистоговорками. Скажите, что мы со звуками делаем (произносим), а с буквами (пишем, читаем). Как мы обозначаем звуки (красными  кружками).