statia

Возрастная группа: средняя группа.

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о родном городе посредством познавательно-игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с национальным костюмом республики Коми.
  2. Формировать у детей начальные представления об истории родного города.
  3. Формировать у детей элементарные представления о нефти.
  4. Продолжать закреплять с детьми представления о череде времен года.
  5. Способствовать формированию у детей представлений о том, что такое юбилей.
  6. Сформировать у детей представление о возрасте родного города.
  7. Познакомить детей с национальной игрой «Воробышек», с национальной выпечкой.
  8. Сформировать у детей представление о национальном костюме жителей республике Коми.
  9. Обобщить и расширить представления детей о достопримечательностях современного Усинска.

Развивающие:

  1. Развивать речевую активность, речевые навыки, диалогическую и монологическую формы речи, умение подбирать эпитеты к словам, отвечать полными распространенными предложениями, активизировать и расширить  словарь по теме.
  2. Развивать познавательную активность детей.
  3. Развивать зрительное и слуховое внимание.
  4. Развивать у детей самостоятельность, инициативность, любознательность.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение при детско-взрослом взаимодействии.
  2. Воспитывать у детей привычку здороваться и прощаться с людьми.
  3. Воспитывать у детей чувство патриотизма.
  4. Воспитывать у детей интерес к историческому прошлому родного города Усинска.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Средства:  костюм «Почтальон», национальный костюм жительницы республики Коми,  конверт, приглашение на юбилей города, проектор, презентация Power Point, ноутбук, шарфик, национальная выпечка, календарь «Времена года».

Ход занятия

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кажется, к нам кто-то пришел! Давайте посмотрим.

Проходит к двери, открывает, входит почтальон (младший воспитатель).

Почтальон: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые! Это группа «Улыбка», все верно? Я ничего не перепутал?

Дети и воспитатель здороваются, отвечают.

Почтальон: У меня для вас письмо. Пожалуйста, возьмите! (Передает воспитателю конверт). До свидания!

Дети и воспитатель прощаются с Почтальоном.

Воспитатель: Так-так, ребята, как вы думаете, что в конверте?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Перед тем, как мы откроем конверт, скажите, какой он?

Дети размышляют и отвечают, воспитатель по необходимости помогает детям, задавая наводящие вопросы, обращает внимание на построение ответов в виде полных предложений, например: «Этот конверт бумажный, квадратный, легкий, белый, новый, плотный, плоский, с марками и пр.».

Воспитатель: Отлично. Итак, посмотрим, что внутри (вскрывает конверт, извлекает из него приглашение). Ребята, посмотрите! Здесь написано, что это приглашение! Кто и куда нас хочет пригласить, сейчас прочитаем: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам жители  нашего замечательного города Усинска! А вы знали, что в этом году наш славный город отмечает свой 35-ый день рождение?! Мы хотим пригласить вас на праздник, будет интересно и весело: будут песни, танцы, игры! Все, кто живет в городе Усинске, соберутся в День города для большого торжества! До встречи!».

Воспитатель: Ребята, вы знали о таком большом событии?

Дети отвечают.

Воспитатель: Что это получается, у города тоже бывает день рождение, как и у нас с вами? Кто запомнил, о какой дате говорилось в приглашении? Сколько лет будет нашему родному городу в этом году?

Дети отвечают.

Воспитатель: 35! В этом году наш город не просто именинник, а юбиляр. Ребята, вы знаете, кто такой юбиляр?

Дети отвечают.

Воспитатель: Юбиляр, это тот, кто отмечает юбилей. А юбилей, это, когда человеку или городу исполняется столько лет,  что цифра его возраста заканчивается на «5» или «0». Посмотрите, на приглашении у нас написана цифра – возраст родного Усинска – 35 лет. Какая цифра в конце?

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, «5», это значит, что у города юбилей.

Что такое юбилей?

Это сборище друзей,

Это песни, пожеланья

И прекрасные посланья,

Это радость, смех, цветы,

Это вместе я и ты!

 Скажите, ребята, а вам сколько лет? А сколько вам будет лет? У вас будет юбилей?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Молодцы! Те, кому исполнится «5» лет будут встречать свой самый первый юбилей в жизни. Это здорово! Ну что, ребята,  скажите, мы пойдем на праздник города?

Дети отвечают.

Воспитатель: Отлично! Но день города будет только осенью. Давайте посмотрим на календарь и скажем, сколько еще времен года будет до праздника?

Дети отвечают.

Воспитатель: Отлично! Времени у нас достаточно, чтобы приготовиться для похода на праздник! Нам надо выучить стихи про города, может быть  даже песни, а подарок будем делать?

Дети отвечают.

Воспитатель: Здорово! А сейчас я приглашаю всех немного  размяться!

Физминутка «Город»

Мы по городу шагаем (шаг на месте)
То, что видим, называем: (развести руки в стороны на уровне груди)
Светофоры и машины (поворот головы влево)
Ярмарки и магазины (поворот вправо)
Скверы, улицы, мосты (кивки головой вверх-вниз)
И деревья и кусты! (Потянулись вверх — присели).

Воспитатель: Ребята, интересно, а каким наш город был давно, совсем давно.  Вот бы нам это узнать, но как…

Раздается стук в дверь, входит Девица-красавица

 (мама в национальном костюме Республике Коми).

Девица-красавица: Здравствуйте, здравствуйте, дорогие мои! Я – девица-красавица, услышала, что кто-то мечтает узнать о нашем родном городе побольше, о том, каким он был, и не смогла пройти мимо!

Воспитатель: Здравствуйте, девица-красавица! Вы действительно такая красивая, какое у вас платье…

Девица-красавица: Это не про просто платье – это национальный сарафан жителей республики Коми, в которой находится наш город Усинск. Я хочу поделиться историей нашего города, а  вы, надеюсь, расскажите  о том, какой он сейчас? Хорошо?

Дети  и воспитатель отвечают.

Девица-красавица: Итак, ребята, приглашаю вас присесть поудобнее, да послушать мой сказ и посмотреть на мой рассказ (указывает на проектор). Давным-давно, на северо-востоке Республики Коми в Предуралье, на берегу реки Уса,  был основан поселок Усинск, который получил свое название от реки, возле которой находился. Река Уса -  город Усинск (слайд 1). Женщины в поселке носили сарафаны, подобно моему. Посмотрите, на картинку, какие красивые орнаменты, то есть узоры были на сарафанах, они были очень красивые и в то же время нарядными. Предлагаю вам, ребята, сыграть со мной в игру. Посмотрите на экран  - здесь изображены 2 сарафана, ваша задача – найти отличия между ними. Будьте внимательны! (слайд 2).

Дети выполняют задание.

Воспитатель: А как одевались мужчины?

Девица-красавица: Мальчики, юноши и мужчины носили рубахи, подвязанные поясами, да штаны (слайд 3). Мне очень понравилось с вами играть, и я хочу познакомить вас  с национальной игрой «Воробышек» (слайд 4). Поиграем?

Дети отвечают.

Игра «Воробышек»

По жребию выбирают водящего – воробья, завязывают глаза, остальные становятся в круг и поют:

Прилетел к нам воробей и запел как соловей.

- Эй, ты, птичка не зевай, кто мяукнет, угадай.

Все замолкают. Кто-нибудь скажет «мяу», стараясь изменить голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. А если не угадает, то продолжает водить дальше.

Девица-красавица: Какие вы молодцы!

Воспитатель: Но когда же поселок превратился в город и почему?

Девица-красавица: 35 лет тому назад поселок Усинск превратился в город с таким же именем, потому что стал больше и краше.  Люди в городе жили хорошие и трудолюбивые, главной особенностью и ценностью города было Усинское нефтяное месторождение. Люди добывали из земли нефть, из которой делали бензин, пластик (слайд 5).

Воспитатель: Как интересно, правда, ребята?

Дети отвечают.

Девица-красавица: Ребята, а вы мне расскажите о том, какой город сейчас Что в нем есть?

Дети размышляют, по желанию рассказывают.

Воспитатель: Девица-красавица, посмотри, у нас тоже для тебя есть картинки, даже не картинки, а фотографии, сейчас мы все вместе их посмотрим, как будто побываем на экскурсии в нашем любимом городе! Ребята, вы будете рассказывать гостье, что изображено на фотографиях. Но для начала давайте сделаем гимнастику для наших глазок, чтобы они все-все внимательно увидели:

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

 

На слайдах появляются фотографии достопримечательностей города, дети называют их, по необходимости воспитатель помогает (планетарий, бассейн, зимний сад, детский сад, кинотеатр, парк и т.д.).

Воспитатель: Ребята, а как одним словом назвать все те места, которые были изображены на фотографиях?

Дети отвечают, воспитатель по необходимости помогает (достопримечательности).

Воспитатель: Сегодня в нашем городе много предприятий, школ, детских садов, университет, по-прежнему город добывает нефть и производит из нее топливо, полиэтилен, ткани, лечебные косметические средства, изделия из резины (слайд). Наш город очень красивый, правда, ребята?

Дети отвечают.

Воспитатель: Ребята, давайте присядем все в дружный круг, и каждый назовет то место в городе, которое ему нравится больше всего!

Дети присаживаются в круг, называют свое любимое место в городе.

Девица-красавица: Ребята, мне понравилось у вас в гостях, но мне пора уходить. Спасибо за гостеприимство! В благодарность я хочу вас угостить праздничной выпечкой нашей республики, обязательно в обед ее попробуйте. До свидания. Встретимся на юбилее города! (уходит).

Воспитатель: Большое спасибо! До свидания! Вот так история у нас сегодня приключилась. Скажите, что нового вы сегодня узнали? Что было самым интересным? Что оказалось трудным, чтобы хотели повторить?

Дети и воспитатель проводят рефлексию.