Возрастная группа детей: 4-5 лет.
Цель занятия: создание условий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников через исследовательскую деятельность.
Образовательные задачи:
- Закрепить прямой счет в пределах 10.
- Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры.
- Закрепить умение сравнивать предметы по длине и ширине.
- Создать условия для развития исследовательских и коммуникативных умений детей.
- Расширить знания о динозаврах и профессии «палеонтолог».
Перечень видов деятельности и соответствующих им форм работы:
- Познавательно-исследовательская (раскопки скелета динозавра, работа с энциклопедией, упражнения по ФЭМП);
- Музыкально-художественная (заключительный танец «Динозаврики»)
- Игровая (сюжетно-ролевая игра «Юный палеонтолог»);
- Самостоятельная (упражнение «Конструирование скелета»);
- Двигательная (упражнение «Плот», физ.минутка, раскопки скелета, танец);
- Коммуникативная (раскопки и конструирование скелета, упражнение «Плот», танец);
- Трудовая (приведение в порядок рабочего стола, на котором производились «раскопки»);
- Продуктивная (упражнение «Плот», упражнение «Конструирование скелета»).
Планируемый результат:
- Дети закрепили прямой счет в пределах 10 и умение различать и называть геометрические фигуры.
- Дети закрепили умение сравнивать предметы по длине и ширине.
- У детей сформировался интерес к познавательно-исследовательской и коммуникативной деятельности.
- У детей расширились знания о динозаврах и профессии «палеонтолог».
Предварительная работа с детьми:
Беседа «Что мы знаем о динозаврах?»
Полный перечень оборудования и используемых материалов:
- Аудиозаписи «Крик динозавра», «Оранжевое солнце, оранжевое небо…», «Динозаврики»;
- Магнитофон;
- Эмблемы «Юный палеонтолог»;
- Бумажный плот размером 1000 х 2000 мм. с отверстиями в виде геометрических фигур;
- Бумажные геометрические фигуры, соответствующие по размеру отверстиям плота;
- Ширма, имитирующая дверь в лабораторию;
- Бумажная табличка с надписью «Лаборатория»;
- Бумажные листья (20 штук);
- Бумажные камни разных размеров (20 штук);
- Бумажный замок;
- Дверной ключ;
- Ящик для рассады;
- Цветочный грунт;
- Пластиковые ложечки;
- Кисточки для рисования;
- Кости скелета динозавра, выполненные из глины для лепки;
- «Детская энциклопедия динозавров».
Перечень методической и художественной литературы
- ФГОС ДО;
- «Физминутка для малышей», М.Н. Ищенко, Издательство«Феникс», 2009 г.;
- «1500 загадок», В.А. Дмитриева, Издательство «АСТ», 2013 г.;
- «Детская энциклопедия динозавров», С. Тэплин, Издательство «Росмэн-Пресс», 2007 г.
Ход занятия
Звучит аудиозапись «Крик динозавра».
Воспитатель: Ребята, что это за странные звуки?
Дети размышляют.
Воспитатель: Отгадайте мою загадку и тогда мы точно сможем узнать, что это был за звук!
Грозно щёлкая зубами
Очень крупного размера,
Стадо грустных ящеров
Выползало из пещеры.
Не умели звери эти
Улыбаться беззаботно
И бродили по планете,
Друг на друга скалясь злобно.
Дети отвечают.
Воспитатель: А что мы с вами знаем о динозаврах?
Дети отвечают.
Воспитатель: А как называются люди, которые исследуют останки динозавров?
Дети отвечают.
Воспитатель: А хотели бы вы стать палеонтологами и попробовать найти скелет динозавра?
Дети отвечают.
Воспитатель: Раз, два, три! Повертелись, покрутились, в юных палеонтологов превратились!
Воспитатель прикрепляет эмблемы «Юный палеонтолог» детям (рис. 1).
рис. 1
Воспитатель: Ребята, наша исследовательская лаборатория находится на другом берегу реки. Как нам туда попасть?
Дети размышляют.
Воспитатель: Посмотрите (указывает на плот с отверстиями в виде геометрических фигур на дне), что это? Можно ли на нем перебраться на другой берег?
Дети отвечают.
Воспитатель: Давайте починим наш плот!
Воспитатель раздает стопку геометрических фигур, которые соответствуют по форме и размеру отверстиям на дне плота (рис. 2). Дети могут совместить отверстия и детали, тем самым, починив плот (Упражнение «Плот»).
рис. 2
Воспитатель: Ура, плот готов к отправлению! Подскажите, а что по размеру было больше: отверстия на дне плота или геометрические фигуры – заплатки? Давайте назовем геометрические фигуры, которые мы использовали? Давайте посчитаем сколько геометрических фигур нам понадобилось для того, чтобы плот снова мог плыть?
Дети отвечают.
Дети и воспитатель переплывают реку на плоту. Звучит мелодия вступления из песни «Оранжевое солнце, оранжевое небо…».
Воспитатель: Приплыли! Нам предстоит еще много работы, предлагаю провести физминутку:
Воспитатель: Ну вот мы и добрались до лаборатории!
Стоит ширма, на ней висит бумажный замок, завешанный бумажными листьями. На полу лежат нарисованные большие и маленькие бумажные камни, под одним из которых лежит дверной ключ.
Воспитатель: Ребята, кажется здесь давно никого не было. Давайте очистим дверь от листьев. Каждый следующий юный палеонтолог будет убирать на один листик больше, чем предыдущий и называть количество своих листиков! Дойдя до 10 листов мы начинаем счет с одного.Договорились?(Упражнение «Дверь в лабораторию», рис. 3).
рис. 3
Дети отвечают.
Очищают дверь от листьев, находят замок.
Воспитатель: Что же нам делать дальше?
Дети размышляют.
Воспитатель: У меня для вас есть подсказка. Но чтобы ее заполучить, предлагаю вам сосчитать сколько у двери лежит камней? (Упражнение «Сколько камней?», рис. 4).
рис. 4
Дети отвечают.
Воспитатель: Ребята, а сколько маленьких камней? А больших? Каких больше?(Упражнение «Больше-меньше», рис. 4).
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы! Вот для вас подсказка: ключ лежит под желтым камушком у двери.
Дети ищут ключ. Открывают замок.Воспитатель убирает ширму. За ней стоит стол. На столе находится емкость с цветочным грунтом, в которой закопан скелет динозавра. На столе, накрытом клеенкой, лежат пластиковые ложечки, имитирующие лопатки и кисточки.
Воспитатель: Ну вот мы и на месте. Сейчас мы вооружимся инструментами и будем производить раскопки! Подскажите, какие инструменты нам пригодятся и для чего?
Дети отвечают.
Стоя вокруг стола, дети и воспитатель раскапывают скелет динозавра, выкладывая косточки на стол, аккуратно очищают их кисточками.
Воспитатель: Ребята, зачем мы очищаем косточки кисточкой?
Дети размышляют.
Воспитатель: Я предлагаю найти из всех найденных нами костей самую длинную и самую короткую. Затем самую широкую и самую узкую. Вы согласны?(Упражнение «Длинное – короткое, широкое – узкое).
Дети отвечают.
Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем собрать из косточек скелет!
Дети и воспитатель собирают скелет из костей. (Упражнение «Конструируем скелет», рис. 5).
рис. 5
Воспитатель: Как вы думаете, какому динозавру принадлежат эти кости и как мы можем это узнать?
Дети размышляют.
Воспитатель приносит на стол книгу «Детская энциклопедия динозавров» в которой дети ищут на какой скелет похожа раскопка. Воспитатель читает, как называется динозавр, чем он питался и где обитал.
Воспитатель: Ну что, юные палеонтологи, понравилась вам работа?
Дети отвечают.
Воспитатель: А сейчас, покрутились, покружились, в ребятишек превратились! Я хочу пригласить вас на шуточный танец!
Звучит детская песня «Динозаврики», воспитатель танцует с детьми.