Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО, Стандарт) является одним из основных нормативно-правовых документов, регламентирующих современное дошкольное образование. Траекторию своей работы воспитатель должен выстраивать с учетом Стандарта, его ориентиров.
Одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» (п. 1.6.5. ФГОС ДО).
Эта задача является одной из приоритетных. Чтобы современный ребенок комфортно жил в обществе, он должен быть причастен к его традициям, нормам и правилам. Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. Заниматься трудовым воспитанием детей необходимо с дошкольного возраста, тогда мы увидим трудолюбивых первоклассников, которые по окончанию школьной жизни, получив рабочие специальности в техникумах и ВУЗах, будут приносить пользу себе и обществу, будут людьми трудолюбивыми, инициативными и целеустремленными.
Ознакомление с трудом взрослых ставит цель дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, вызвать интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.
Сегодня мы поговорим о том, как происходит ознакомление дошкольников с трудом взрослых. Рассмотрим актуальные формы, методы и приемы.
У Конфуция, древнего китайского мыслителя и философа, есть хорошие слова: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». Думаю, все мы, здесь присутствующие воспитатели-практики, понимаем, как хорошо эти слова подходят к нашим воспитанникам. Практическое проживание ситуации – ее обыгрывание – вот наиболее эффективное средство ознакомления дошкольников с трудом взрослых. Всегда нужно помнить о том, что игра – ведущая форма деятельности детей в ДОУ, трудовое воспитание не является исключением.
Согласно убеждениям советского психолога Даниила Борисовича Эльконина, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человечески отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установление их контактов с миром взрослых.
Чтобы познакомить детей, например, с профессиональным трудом взрослых, с такими профессиями, как «Парикмахер» и, например, «Ветеринар», предложите воспитанникам сыграть в тематическую сюжетно-ролевую игру, в ходе которой вы, будучи ее участником, раскроете особенности той или иной профессии, покажете манипулятивные действия с атрибутами, характерными для этой профессии, ответите на вопросы детей в практической среде. Далее дети смогут играть самостоятельно, их кругозор относительно профессионального труда взрослых расширится.
Мы с вами выяснили, что познакомить детей с трудом взрослых рациональнее всего, включив их в практическую деятельность, т.е. занимаясь трудовым воспитанием дошкольников. Также мы определили, что эффективной формой трудового воспитания является игра в ее широком смысле, это не только сюжетно-ролевая игра, это могут быть дидактические, подвижные, театрализованные, квест-игры, игровые ситуации и пр., проигрывая которые дети познакомятся с миром труда взрослых.
Помимо игры можно использовать наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. В процессе последующих бесед с воспитателем уточняются, закрепляются, расширяются сведения, полученные во время наблюдений. Также рационально использование индивидуальных поручений (их форма может быть также игровой), чтение художественной литературы, экскурсия (например, на пищеблок с целью знакомства с трудом повара, подсобного рабочего; в медицинский кабинет для знакомства с трудом медсестры и т.д.). Для старшего дошкольного возраста этот список можно дополнить такими формами организации труда, как мастерская (в том числе детско-родительская), встреча с представителем какой-либо профессии. Нужно использовать все многообразие форм, не останавливать свой выбор на какой-то одной и следовать ей изо дня в день, поскольку вариативное детско-взрослое взаимодействие является наиболее эффективным и пользуется повышенным интересом у детей.
Чтобы познакомить детей с трудом взрослого, например, с трудом сантехника, можно использовать сюрпризный момент и привнести в группу разводной ключ. Новая вещь привлечет внимание детей и как следствие вызовет интерес к новому предмету. Так, отталкиваясь от инструмента, можно познакомить детей с профессией, после чего предложить выполнить ремонт кукольной стиральной машинки при помощи игрушечного разводного ключа.
Также нужно помнить, что мы – это пример для детей. Изо дня в день они видят, как после сна в детском саду младшим воспитателем убираются их кроватки, а после обеда – моется посуда, проводится ежедневная уборка, воспитателем производятся стирка кукольной одежды и мытье игрушек, подготовка к занятиям, праздникам, изготовление атрибутов для игр, полив и рыхление почвы цветов и пр. Мы с вами – предмет для подражания для наших воспитанников, об этом не нужно забывать. Заслужив авторитет и доверие детей, личным примером мы можем не только познакомить детей с трудом взрослых, но и воспитать у детей трудолюбие, привычку быть человеком, занятым полезным делом. Дети восхищаются чудесными превращениями, происходящими в результате трудовой деятельности: кусок бархатного картона в руках воспитателя превращается в маску – атрибут для детского праздника, белый лист и гуашь превращаются в красивую поздравительную стенгазету, набор продуктов в руках кондитера превращается в аппетитный торт и пр.. Всё это имеет решающее значение для воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияют на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Дети стараются осторожно поливать цветы, чтобы не залить пол; работая с природным материалом, стараются не сорить на пол и т.д.
Поощряйте детей за стремление и успешный труд. Как мы уже говорили ранее, воспитывать привычку к трудовой деятельности необходимо с младшего возраста. Яркие акценты – еще один эффективный прием. Чтобы вызвать интерес ребенка к труду, например, садовника, рекомендую использовать яркие трудовые атрибуты (детские грабли красного цвета, ведерки цвета морской волны с красивыми наклейками с персонажами любимых мультфильмов и пр.). Яркие игрушки привлекают маленького ребенка, поэтому и трудовые манипуляции с ними вызовут интерес у дошколят.
При организации трудовой деятельности детей важно помнить о возрастных особенностях воспитанников, а так же о том, что наша приоритетная задача - реализовать основную образовательную программу ДОУ. Основная образовательная программа содержит в себе Комплексно-тематическое планирование (далее – КТП), которое отражает темы недель в каждой возрастной группе. Труд рекомендуется планировать в рамках КТП с целью лучшего усвоения детьми материала. Например, тема недели «Перелетные птицы». Воспитанники подготовительной к школе группы, с целью трудового воспитания, изготавливают кормушки для зимующих птиц из природного и бросового материала, параллельно знакомясь с профессией «Плотник», и вывешивают их на участок. Воспитанники второй младшей группы во время прогулки убирают снег с дорожек, продолжают знакомиться с профессией дворник, кормят птиц, кладя корм в кормушки, вывешенные детьми подготовительной к школе группы. В описанном примере учтены и возрастные особенности детей и КТП.
При организации ежедневного детско-взрослого взаимодействия рекомендуют использовать пословицы и поговорки, которые помогают высказать отношение к лени («Труд кормит, а лень портит»; «Ленивые ручки чужие труды любят»; «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда для человека («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож»; «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица - эффективное средство рудового воспитания.
Моральная ценность труда утверждается не только в пословицах и поговорках, но и, конечно же, в сказках. В сказках положительный герой обычно трудолюбив, готов помочь другому, благодаря чему в итоге вознаграждается признанием, любовью и богатством.
Также художественная литература – наш помощник в ознакомлении детей с миром профессий («Кем быть?» В. Маяковского, «Как печатали вашу книгу» С. Маршака и пр.).
Еще одно эффективное средство - произведения изобразительного искусства. Рассматривая репродукции картин художников, воспитанники видят не только процесс труда, но и настроение картины. Где-то это радость, эмоциональный подъём («Хлеб» Т. Яблонский»), где-то спокойная передышка, отдых после хорошей работы («Ужин трактористов» А. Пластова). Дети должны знать, что труд не всегда легок, чтобы научиться с уважением относиться к людям, которые трудятся. Ввиду вышесказанного с детьми старшего дошкольного возраста можно рассматривать такие картины, как, например, «Кочегар» Н. Ярошенко или «Ремонтные работы на железной дороге» К. Савицкого и др.
Еще одно эффективное средство – использование ИКТ при ознакомлении детей с трудом взрослых. Так можно использовать обучающие детские мультфильмы, слайд-презентации, виртуальные экскурсии (например, на пароход; в депо и пр.) из цикла «Мир профессий».
Так как родители – это полноценные участники образовательного процесса в современном детском саду, то их необходимо привлекать к сотрудничеству с целью ознакомления детей с трудом взрослых. Например, можно организовать детско-родительскую тематическую встречу «Моя профессия», на которой каждый родитель в 2-ух минутном выступлении презентует свою профессию, праздник-развлечение «Каждая профессия важна, каждая профессия нужна!», акцию «Мир! Труд! Май!», организовать детско-родительскую квест-игру, включающую локации с «трудовыми» заданиями.
Необходимо давать родителям консультации по трудовому воспитанию детей (буклеты, стендовая информация, родительские собрания, мастер-классы, беседы).
Задача современного воспитателя, наша с вами задача, посеять в детях то зерно, которое вырастет в трудолюбие.