Содержание.
-
Целевой раздел
- 1. Актуальность
- 2. Цель и задачи рабочей программы
- 3. Принципы организации кружковой работы
- 4. Ожидаемые результаты
-
Содержательный раздел
- 1. Разделы программы
- 2. Формы организации кружковой работы
- 3. Календарно-тематический план
- Список литературы
- Целевой раздел
1. Актуальность
В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии. Проблема рождения здорового ребенка, его воспитания и обучения вышла за рамки медицинской и превратилась в социальную.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и подростков за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось - детей 2-й группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и 3-й группы - c хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей. Анализ заболеваемости детей дошкольного возраста показывает, что первое место занимают болезни органов дыхания (уровень заболеваемости острыми респираторными инфекциями высок - 60-70%), на втором месте стоят паразитарные и инфекционные болезни, а затем - аллергические заболевания и болезни органов пищеварения (А.Г. Сухарев, 1991).
На состояние здоровья наших детей оказывает существенное влияние неблагоприятные социальные факторы, экологические, климатические условия, а именно:
- наследственность;
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- электронно-лучевое и «металлозвук», облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка) ;
- образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья) .
Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
Ребенок дошкольного возраста интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.
Программа «Островок здоровья» представляет собой синтез различных элементов по здоровьесбережению, основой которых является оздоровительная аэробика. Программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях.
Актуальность программы и ее новизна определяются направленностью на создание условий для повышения двигательной активности у детей дошкольного возраста, необходимых для успешного развития всех физических качеств, а также для повышения интереса детей к физкультурным занятиям. Это соответствует документам, регулирующим основные направления физического воспитания в дошкольных учреждениях и определяющим приоритетные направления совершенствования физического воспитания в образовательных учреждениях (ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», статья 14; Приказ «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской федерации»).
Практическая значимость программы «Островок здоровья» состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья. Аэробика считается одним из звеньев в развитии координационных способностей и функциональных сил организма у детей дошкольного возраста и, как следствие, влияет на укрепление здоровья детей. Занятия по оздоровительной аэробике ориентированы на то, чтобы заложить в детей стремление к здоровому образу жизни и самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности. Дети регулярно получают необходимые теоретические сведения, которые формируют у них сознательное отношение к тому, чем они занимаются, а также к самому себе, своему телу и своему здоровью. На каждом занятии кружка решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Программа по оздоровительной аэробике основана на сочетании ритмичной, эмоциональной музыки и танцевального стиля, что делает деятельность кружка привлекательными. Занятия аэробикой дают возможность гармонично сочетать упражнения для развития таких качеств, как выносливость, координация движений, сила и гибкость. Новизна заключается в том, что она включает новое направление в здоровьесберегающей технологии; оздоровительную аэробику, в основе которой лежат двигательные действия, поддерживающие на определенном уровне работу сердечно -сосудистой, дыхательной и мышечной систем. Отличительные особенности программы по оздоровительной аэробике основаны на сочетании ритмичной, эмоциональной музыки и танцевального стиля, что делает занятия привлекательными.
2. Цель и задачи рабочей программы
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей через развитие и совершенствование двигательных качеств.
Задачи:
Укрепление здоровья:
- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
- формировать правильную осанку;
- содействовать профилактике плоскостопия;
- содействовать развитию и функциональному совершенствованию всех систем организма.
Совершенствование психомоторных способностей:
- развивать мелкую моторику и координацию движения рук.
- формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;
- содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
Развитие творческих способностей:
- развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность;
- формировать навыки самовыражения (под музыку);
- развивать эмоциональность, раскрепощенность и творчество в движениях;
- воспитывать инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи.
3. Принципы организации кружковой работы
- Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно - обоснованными и практически апробированными методами.
- Принцип активности и сознательности- участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
- Принцип комплексности и интегративности- решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип адресованности и преемственности- поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья.
- Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребёнок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребёнка, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
- Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребёнок получает задания, которые он способен успешно выполнять.
- Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
- Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
4. Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:
Знать:
- о гигиене и технике безопасности на занятиях детским фитнесом;
- о здоровом образе жизни;
- о технике выполнения физических упражнений детского фитнеса;
- основные виды закаливания организма;
Уметь:
- выполнять комплекс ОРУ с мячом, обручем, мячом-хопом, степ-платформой и т.д.)
- выполнять упражнения базовой фитнес-аэробики;
- проводить подвижные игры под музыку и придумывать новые самостоятельно.
Воспитательные результаты:
- у детей будут воспитаны такие качества, как трудолюбие, аккуратность, требовательность к себе, самодисциплина;
- выработаны коммуникативные качества: умение общаться и работать в коллективе, ответственность за конечный результат;
- воспитана потребность в здоровом образе жизни.
- Содержательный раздел
2.1. Разделы программы
Раздел «Аэробика» состоит из физических упражнений, выполняемых под музыкальное сопровождение. Это шаги, прыжки, подскоки, ходьба, бег, с движениями рук, туловища.
Раздел «Упражнения на спортивных тренажерах» направлен на овладение детьми комплексом упражнений, способствующих укреплению мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию силы, быстроты, движений, ловкости, гибкости и общей выносливости. Упражнения выполняются на тренажерах простого и сложного типа.
Раздел «Подвижные игры» направлен на развитие физических качеств занимающихся: быстроты, ловкости, выносливости, на воспитание инициативы, творчества в движениях, на формирование умения ребенка разнообразно использовать собственный двигательный опыт.
Раздел «Школа мяча» включает упражнения с мячом различного объема, которые увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, развивают ловкость, ориентировку в пространстве.
Раздел «Упражнения для профилактики плоскостопия» состоит из игр и упражнений на укрепление мышц и связок стопы, на снятие мышечного напряжения со стопы после нагрузки.
Раздел «Игровой стретчинг» основан на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
Раздел «Пальчиковая гимнастика» служит для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
Раздел «Дыхательная гимнастика» в программе служит для расслабления мышц, на восстановление организма, дыхания после нагрузки. В раздел входят упражнения дыхательной гимнастики.
Раздел «Упражнения на расслабление» основывается на игровых упражнениях, которые позволяют занимающимся отдохнуть, восстановить силы в конце занятия и направлены на улучшение психических функций, активизацию памяти, воображения, внимания, образного мышления. Формы организации кружковой работы
2.2. Формы организации кружковой работы
Программа «Островок здоровья» рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей среднего дошкольного возраста. В начале и конце года проводится мониторинг состояния здоровья детей и диагностика физических качеств и навыков детей старшего дошкольного возраста.
Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (10 человек) соответствии с СанПиН - 20 мин.
Типы занятий
- Обучающее - дети впервые знакомятся с упражнениями, движениями, играми, а задача педагога – создать представление о них.
- Закрепляющее - таких занятий должно быть 2 и более; на 1-ом из них дети повторяют и закрепляют знакомый материал, задача педагога на этом занятии сформировать у детей навык выполнения упражнений, на 2-ом и последующих занятиях - происходит последующее совершенствование умений детей, а задача педагога - довести до автоматизма выполнение задания.
- Комбинированное - повторение и совершенствование ранее изученных движений и ознакомление с новыми.
Итоговое - проводится 1 раз в квартал. Это занятие может обобщать материал, разученный за определенный период и быть представлено вниманию родителей занимающихся, как показательное. Может быть диагностическим - на нем определяется уровень физической подготовленности, достигнутый воспитанниками за пройденный этап.
Структура занятия
Части занятия |
Время |
Нагрузка |
Виды упражнений |
Разминка |
3-5 мин |
Упражнения низкой ударности, низкой интенсивности (приставные шаги, марш на месте, полуприседания и др.). |
Ходьба, стретчинг, дыхательные упражнения |
Основная аэробная часть |
10-12 мин |
Упражнения низкой интенсивности, средней и высокой степени интенсивности, высокоударные (большая амплитуда движений), подъем коленей, подскоки, прыжки, бег. |
Упражнения с большой амплитудой движений, прыжки, подскоки, подвижные игры с прыжками, бегом, эстафеты. Танцевальные ритмические упражнения, включающие в работу крупные группы мышц. |
Заминка |
1-2 мин |
Низкоударные упражнения низкой интенсивности. |
Дыхательные упражнения. Стретчинг. |
Партерные упражнения |
5-7 мин |
Упражнения низкой и средней интенсивности из положения сидя, лежа. |
Упражнения на укрепление мышц рук, спины, груди, брюшного пресса, ног, развитие гибкости. |
Заключительная часть |
2-3 мин |
Упражнения низкой интенсивности. |
Дыхательные упражнения. Стретчинг. |
Календарно-тематический план.
Месяц |
Тема |
Цель |
Сентябрь |
||
1-2 нед |
диагностика |
Выявление уровня физического развития воспитанников |
3 нед. |
Введение в тему |
Общие понятия о гигиене и технике безопасности на занятиях детским фитнесом: гигиена мест занятий; личная гигиена; техника безопасности на занятиях фитнесом |
4 нед. |
Игровая программа «Праздник спорта» |
Создать мотивацию для занятий спортом и физическими упражнениями, вызвать радость от аэробных упражнений |
Октябрь |
||
1-2 нед |
«Береги свое здоровье» |
Учить детей правильно ходить и бегать, соблюдая правильное положение тела. Развивать умение сохранять правильную осанку во время ходьбы. |
3-4 нед |
«Едем к бабушке в деревню» |
Выполнение построения в круг и передвижение по кругу, в различных направлениях. Развитие чувства ритма: хлопки в такт музыке. Умение расслабляться в игровой форме. |
Ноябрь |
||
1-2 нед |
Классическая аэробика «Весѐлые кузнечики» |
Ознакомление с общей структурой и содержанием занятия аэробикой (разминка, аэробная часть, заминка, стретчинг). Освоение упражнений общего воздействия, интенсивные упражнения в устойчивом ритме (под музыку) с движениями руками, туловищем, ногами; упражнения танцевального характера. |
3-4 нед |
Развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умение сочетать движения с музыкой и словом. Совершенствование защитных сил организма |
|
Декабрь |
||
1-2 нед |
Фитбол- аэробика «Мы- циркачи» |
Ознакомление с общей структурой и содержанием занятия фитбол-аэробикой. Освоение техники базовых шагов, изучение комбинаций и упражнений на фитболах |
3-4 нед |
Совершенствование координации движений и чувства равновесия. Умение сочетать движения с музыкой и словом. - упражнять в танцевальных движениях; - развивать внимание, память. |
|
Январь |
||
2-4 нед |
Силовая аэробика «Силачи» |
Освоение техники силовой подготовки для улучшения телосложения и оздоровления. Овладение упражнениями с эспандерами и гантелями. Разучивание связок, блоков и программ с использованием основных движений в танцевальном стиле. Учить чувствовать расслабление и напряжение мышц корпуса |
Февраль |
||
1-2 нед |
Танцевальная аэробика «Зимушка-зима» |
Освоение техники основных базовых танцевальных шагов. Разучивание связок, блоков и программ с использованием основных движений в танцевальном стиле. Учить самостоятельно изменять движения в соответствии со сменой темпа музыки. Развивать мышцы шеи, ног; плавность движений |
3-4 нед |
Классическая -(базовая) аэробика «Смелые моряки» |
Развитие чувства ритма, координации, точности, выразительности исполнения движений, двигательной памяти и произвольного внимания, быстроты реакции, обогащение двигательного опыта. Освоения упражнений общего воздействия; упражнения танцевального характер |
Март |
||
1-2 нед |
Фитбол-аэробика «Танцуем сидя» |
Учить передавать в движении характер музыки; - изучение комбинаций и упражнений на фитболах; - совершенствование координации движений и чувства равновесия; - умение сочетать движения с музыкой и словом. - освоение техники упражнений для развития силы мышц живота, спины и ног; - совершенствовать различные виды прыжков; |
3-4 нед |
Танцевальная аэробика «Буратино» |
Освоение техники основных базовых танцевальных шагов; - разучивание связок, блоков и программ с использованием основных движений в танцевальном стиле; - учить самостоятельно изменять движения в соответствии со сменой темпа музыки; - развивать кисти рук; - правильно и ритмично двигаться под музыку разного характера; - учить выражать различные эмоции |
Апрель |
||
1-2 нед |
Силовая аэробика «Воробьиная дискотека» |
Освоение техники силовой подготовки для улучшения телосложения и оздоровления. Овладение упражнениями с эспандерами и гантелями; - разучивание связок, блоков и программ с использованием основных движений в танцевальном стиле; - учить чувствовать расслабление и напряжение мышц корпуса; - развивать кисти рук, мышцы плечевого пояса и плеч; - развивать чувства ритма, координации движений, артистичности. |
3-4 нед |
Классическая -(базовая) аэробика «Чунга-чанга» |
Овладение техникой сочетания связок и комбинаций. Освоение упражнений общего воздействия, интенсивные упражнения в устойчивом ритме (под музыку) с движениями руками, туловищем, ногами. Развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умение сочетать движения с музыкой и словом. Развивать способность к импровизации. |
Май |
||
1-2 нед |
«Путешествие в город тренажеров» |
Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата с помощью упражнений на спортивных тренажерах. Содействовать эмоциональному выражению, развитие воображения в двигательной деятельности. Формировать способность выполнять комплекс аэробики и степ-аэробики уверенно, в заданном темпе, ритме. Воспитывать взаимопомощь, терпение и настойчивость при выполнении физических упражнений. |
3-4 нед |
Диагностика |
Выявление уровня физического развития воспитанников |
3. Список литературы
1. Вареник Е.Н., Кудрявцева С.Г., Сергиенко Н.Н. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет ТЦ Сфера Москва 2007 г.
2. Картушина М.Ю. оздоровительные занятия с детьми 4-5 лет. ТЦ Сфера Москва 2010 г.
3. Колесников С.В. « Детская аэробика» Методика , базовые комплексы. Ростов на Дону.; Феникс, 2005г.157 ст. ( илюст.) Школа развития
4. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. 2-е издание. – М: 1994.
5. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет Мозайка-Синтез Москва 2011 г.
6. Потапчук А.А. "Лечебные игры и упражнения для детей". С.-П. 2007.
7. Филиппова Ю.С. Оздоровительная аэробика. Методическое пособие. – Новосибирск, 1995.
8. Сулим Е.В. «Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-5 лет» Издательство: "СФЕРА" (2015)
9. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. "Фитнес-данс". С.-П. 2007.
10. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе»: (Танцевально – игровая гимнастика для детей) Учебно-методическое пособие. – СП . Детство-пресс., 2000.
11. Шилкова И.К., Большев А.С."Здоровьеформирующее физическое развитие". М. 2001.
12. Периодическая литература
13. Интернет ресурсы
Приложение 1
Содержание образовательной деятельности
Двигательные упражнения
Классическая (базовая) аэробика
• Овладение техникой базовых шагов:
• Марш (march)- ходьба на месте, с продвижением вперед, назад, по диагонали. Ходьба с пружинным движением; с поворотом на право (налево), кругом, полный круг;
• Приставной шаг (step touch)- приставные шаги в сторону, по диагонали, зигзагом, по квадрату. Приставные шаги с поворотом направо, налево, кругом. Два (и более) приставных шага слитно (step-line);
• «Виноградная лоза» (grape vine)- шаг правой в сторону, шаг левой назадскрестно (скрестно за правую), шаг правой в сторону, приставить левую;
• V – шаг (v-step)- шаг правой вперед - в сторону (или назад – в сторону), то же левой, шагом правой, левой, вернуться в и.п.;
• «Открытый шаг» (open step)- стойка ноги врозь, перенос тяжести тела с одной ноги на другую;
• Подъѐм колена вверх (knee up, knee lift)- сгибание ноги вперѐд, в сторону, по диагонали, поднимание колена на уровне горизонтали или выше;
• Махи ногами (kick)- махи ногами вперед, в сторону, назад, по диагонали. Махи, сгибая, разгибая ногу (kick) вперед, в сторону. Махи согнутой ногой назад (kirt);
• Выпад (lunge)- выпады вперед, в сторону, назад, по диагонали. Одна нога перемещается вперед, другая назад. Тяжесть тела распределяется одинаково на обе ноги;
• Скрестный шаг (cross step)- скрестный шаг с перемещением вперед. Скрестные шаги с поворотом направо, налево, кругом, полный круг;
• Выставление ноги на пятку (heei toch), на носок (toe touch), выставление ноги на пятку или на носок вперед, в сторону, назад, скрестно, с поворотом;
• Бег на месте с продвижением в различных направлениях;
• «Галоп» (gallop)- шаг правой вперед (в сторону), приставить левую. Следующий шаг с правой ноги;
• Pendulum- прыжком смена положения ног (маятник);
• Pivot turn- поворот вокруг опорной ноги;
• Sguat- полуприсед, выполняется в положении ноги вместе или врозь;
• «Ту-степ» (two-step)- шаг правой вперед, приставить левую, шаг правой вперед. Следующий шаг начинать с левой ноги;
• Подскок (ship)- шаг правой вперед, подскок на правой. Следующий шаг начинать с левой ноги;
• «Скип» (skip)- подскок на одной ноге, другая нога сгибается в коленном суставе почти до касания ягодицы, далее, выполняя второй подскок на опорной ноге, выпрямить ногу вперед под углом 30-40 градусов.
Фитбол-аэробика
Освоение техники базовых шагов:
• Приставной шаг (step-touch). И.п.- сидя на фитболе, ноги вместе, колени над стопами, угол между туловищем, бедрами и коленями составляет 90 градусов. Приставные шаги в сторону, по квадрату, с поворотом направо, налево, кругом;
• Шаг-касание (touch-step). И.п.- то же, отведение ноги в сторону (вперед) – на носок;
• Марш (march). И.п.- то же, ходьба на месте с продвижением вперед, назад, по диагонали, ходьба с пружинным движением. Ходьба с поворотом направо (налево), кругом, полный круг;
• Твист (twist). И.п.- то же, прыжки на двух ногах со скручиванием бедер;
• Прыжок ноги врозь-вместе (jumping-jach). И.п.- то же, прыжок ноги врозь-вместе;
• Выпад (lange). И.п.- то же, выпады вперед, в сторону, назад, по диагонали. Одна нога перемещается вперед, другая назад. Тяжесть тела распределяется одинаково на обе ноги;
• Махи ногами (kick). И.п.- то же, сгибание ноги вперед, в сторону, по диагонали, поднимание колена на уровне горизонтали или выше;
• Подъѐм колена вверх (knee up, kneelift). Сгибание ноги вперед, в сторону, по диагонали, поднимание колена на уровне горизонтали или выше.
Танцевальная аэробика
Освоение техники основных базовых танцевальных шагов:
• Шаг вперед, назад – шаг правой (левой) вперед, левая (правая) приставляется к правой (левой), но стопы остаются на расстоянии. Особенность техники – небольшие пружинные движения ногами;
• Шаги в сторону - шаг правой (левой) в сторону, левая (правая) приставляется с переносом тяжести тела на нее, возможно многократное выполнение в одну сторону, с изменением напрпвления, с выполнением полуприседа, с подпружиниванием коленями внутрь – наружу;
• Скачки вперед – назад- выполняется на шагах и подскоках: правой вперед, вернуться на левую ногу назад, приставить правую к левой, аналогично с другой ноги;
• «Тач» в сторону – шаг правой в сторону (в стойку ноги врозь), приставить правую к левой, то же с другой ноги (в другую сторону);
• «Тач» вперед-назад – выставление правой ноги вперед на носок (или пятку), приставить правую к левой, перенося тяжесть тела на нее, выставить левую назад на носок;
• Скользящие шаги – выполняются на месте с продвижением вперед, назад, с поворотом;
• «Кик» - махи вперед, в сторону, назад;
• Прыжки на двух ногах – вертикальный прыжок толчком двух с приземлением на две;
• Прыжки в выпадах – шагом правой (левой) вперед, прыжок толчком двумя, сменить положение ног – левую (правую) вперед и приземлиться на две ноги;
• Прыжок ноги врозь, ноги вместе – 1- прыжок ноги врозь и прыжок ноги вместе; 2- пауза;
• Прыжок ноги врозь, ноги скрестно – движение аналогично предыдущему, но заканчивается в скрестной стойке правая или левая впереди;
• Прыжок согнув ноги – выполняется толчком двумя с приземлением в стойку ноги врозь, с некоторой «затяжкой», фиксацией позы ноги в группировке во время фазы полѐта и быстрого разведения ног перед приземлением