Возрастная группа: старшая.
Цель: создать условия для формирования у детей представления об аквариуме и его предназначении посредством игровой, речевой с художественной деятельностей.
Задачи:
- Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими аквариум;
- Совершенствовать диалоговую форму речи;
- Развивать стремление выражать свое мнение, фантазировать, делать выводы, самостоятельно находя для этого различные речевые средства;
- Воспитывать дружеские отношения между детьми;
- Познакомить с отличительными признаками аквариума и с его предназначением;
- Закрепить ранее изученные приемы лепки;
- Развивать чувство композиции и равновесия при декорировании аквариума.;
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методические приемы:
- наглядные: показ, рассматривание;
- словесные: загадка, вопрос;
- практические: игра, сюрпризный момент, придумывание сюжета (ТРИЗ-технология).
Материал:
- Аудиозапись «Звуки воды»;
- Аквариум;
- Проектор;
- Ноутбук;
- Слайд-сопровождение к дидактической игре «Найди отличие»;
- Стеклянная банка с крышкой объемом пол-литра (по количеству детей);
- Пластиковые бутылки с водой;
- Пластилин (по количеству детей);
- Стеки (по количеству детей);
- Доски для лепки (по количеству детей);
- Бусинки, бисер, камушки, крупа;
- Коробочка из-под шоколадного яйца «Киндер сюрприз» (по количеству детей);
- Эмблемы «Рыбки» (по количеству детей) и «Крокодил».
Ход занятия
Дети заходят в группу, звучит аудиозапись «Звуки воды».
Воспитатель: Ребята, что это за звуки?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы! Отгадайте мою загадку:
Стеклянный дом –
Вода кругом!
Тот, кто в нем проживает
Ни одного звука не называет.
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель снимает скатерть с накрытого аквариума, стоящего на столе. Дети рассматривают аквариум.
Воспитатель: Все верно, это аквариум! Для чего и кому нужен аквариум?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Как вы думаете, человек смог бы жить в аквариуме? Если «да», то каким бы он должен был быть, и что для людей стало бы необходимым?
Дети и воспитатель фантазируют и размышляют.
Воспитатель: Давайте, сейчас обратим внимание на экран и найдем тот признак, по которому будут отличаться разные аквариумы. Вы согласны?
Дети отвечают.
Д/и «Найди отличительный признак»
Описание: На экране транслируется слайд-шоу парных картинок аквариумов, между которыми дети должны найти и назвать отличительный признак.
1 пара – Наполненный водой – без воды.
2 пара - Круглый – квадратный.
3 пара – Напольный – настольный.
4 пара – С рыбками – без рыбок.
5 пара – Из цветного стекла – из прозрачного стекла.
6 пара – Большой – маленький.
7 пара – Целый – с трещиной (непригодный к использованию).
8 пара – С чистой водой – с грязной.
Воспитатель: Какие смышленые и внимательные ребята! Как вы думаете, зачем человеку в доме аквариум?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Хорошо, разобрались. Я предлагаю вам сейчас немного размяться, вы согласны?
Дети отвечают.
Физминутка «Рыбалка»
На рыбалку мы идем (Шагаем на месте)
И ведро с собой берем, (Имитируем размах ведром)
А придя на бережок, (Указываем руками под ноги)
Сяду, съем я пирожок. (Садимся на колени, жуем)
Когда сил прибавится - (Показываем мышцы рук)
Рыбалка начинается! (Потираем ладони)
Я закину удочку, (Замах руки)
Потяну чуток! (Двумя руками тянем на себя)
Наловлю ведерко – (Указываем двумя руками на ведерко)
Ссыплю в кузовок. (Пересыпаем)
Удалась рыбалка, (Руки ставим на пояс, улыбаемся, покачиваем головой)
Настроение – класс! (Показываем большой палец)
Жалко, что мне снится (Поднимаем плечи)
Это в сотый раз! (Трясем руками)
Воспитатель: Как здорово! Молодцы! Мне понравилось, а вам?
Дети отвечают.
Воспитатель: Давайте с вами сядем в кружок и сыграем в игру.
Д/и «Скажи какой»
Описание: Дети и воспитатель садятся в круг и, передавая мяч соседу, называют прилагательное, которое характеризует аквариум. Воспитатель спрашивает «Какой аквариум» (волшебный, стеклянный, мутный, новый и т.д.) и игра начинается.
Воспитатель: Сколько разных слов вы знаете, очень хорошо. Давайте подумаем, существуют ли правила, как нужно обращаться с аквариумом?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Подскажите, что может находиться в аквариуме помимо рыбок?
Дети отвечают.
Воспитатель: Все верно! Я предлагаю, чтобы сегодня каждый сделал аквариум и отнес его к себе домой. Приступим?
Дети отвечают.
Лепка «Аквариум»
Материал:
- Стеклянная банка с крышкой объемом пол-литра (по количеству детей).
- Пластиковые бутылки с водой.
- Пластилин (по количеству детей).
- Стеки (по количеству детей).
- Доски для лепки (по количеству детей).
- Бусинки, бисер, камушки, крупа.
- Коробочка из-под шоколадного яйца «Киндер сюрприз» (по количеству детей).
Ход:
- Дети лепят из коробочки от шоколадного яйца «Киндер Сюрприз» рыбку: обмазывают коробочку пластилином, стекой рисуют чешую, бусинками обозначают глазки, лепят и прикрепляют хвост и плавники.
- Кладут рыбку в банку.
- Наливают в банку ¾ воды и закрывают банку крышкой.
- Переворачивают банку. Рыбка плавает в банке-аквариуме.
- Украшают банку-аквариум по собственному желанию: лепят водоросли, морские звезды, кораллы, рифы.
- Декорируют банку-аквариум бисером, бусами, крупой, камушками и т.п.
- Аквариум готов.
Воспитатель: Аквариум готов! Ребята, вам понравилось?
Дети отвечают.
Воспитатель: Я предлагаю сыграть в подвижную игру «Рыбки и крокодил».
Подвижная игра «Рыбаки и крокодил»
Описание: Детям прикрепляются эмблемы рыбок, водящему – эмблема крокодила. Дети, имитируя движения плавающих рыб, говорят слова
«Нырять здесь легко
Ведь здесь глубоко!
Ой, здесь крокодил,
Плывите скорее,
Чтоб не проглотил!»
Дети убегают от крокодила. Задача крокодила – поймать как можно больше людей. Игра повторяется 3-5 раз.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- Загадка:
Стеклянный дом –
Вода кругом!
Тот, кто в нем проживает
Ни одного звука не называет.
(Авторская)
- Физминутка «Рыбалка»
На рыбалку мы идем (Шагаем на месте)
И ведро с собой берем, (Имитируем размах ведром)
А придя на бережок (Указываем руками под ноги)
Сяду, съем я пирожок. (Садимся на колени, жуем)
Когда сил прибавится - (Показываем мышцы рук)
Рыбалка начинается! (Потираем ладони)
Я закину удочку, (Замах руки)
Потяну чуток! (Двумя руками тянем на себя)
Наловлю ведерко – (Указываем двумя руками на ведерко)
Ссыплю в кузовок. (Пересыпаем)
Удалась рыбалка, (Руки ставим на пояс, улыбаемся, покачиваем головой)
Настроение – класс! (Показываем большой палец)
Жалко, что мне снится (Поднимаем плечи)
Это в сотый раз! (Трясем руками)
(Авторская)
- Д/и «Найди отличительный признак»
Описание: На экране транслируется слайд-шоу парных картинок аквариумов, между которыми дети должны найти и назвать отличительный признак.
1 пара – Наполненный водой – без воды.
2 пара - Круглый – квадратный.
3 пара – Напольный – настольный.
4 пара – С рыбками – без рыбок.
5 пара – Из цветного стекла – из прозрачного стекла.
6 пара – Большой – маленький.
7 пара – Целый – с трещиной (непригодный к использованию).
8 пара – С чистой водой – с грязной.
(Авторская)
- Д/и «Скажи какой»
Описание: Дети и воспитатель садятся в круг и, передавая мяч соседу, называют прилагательное, которое характеризует аквариум. Воспитатель спрашивает «Какой аквариум» (волшебный, стеклянный, мутный, новый и т.д.) и игра начинается.
(Авторская)
- Лепка «Аквариум»
Материал:
- Стеклянная банка с крышкой объемом пол-литра (по количеству детей).
- Пластиковые бутылки с водой.
- Пластилин (по количеству детей).
- Стеки (по количеству детей).
- Доски для лепки (по количеству детей).
- Бусинки, бисер, камушки, крупа.
- Коробочка из-под шоколадного яйца «Киндер сюрприз» (по количеству детей).
Ход:
1) Дети лепят из коробочки от шоколадного яйца «Киндер Сюрприз» рыбку: обмазывают коробочку пластилином, стекой рисуют чешую, бусинками обозначают глазки, лепят и прикрепляют хвост и плавники.
2) Кладут рыбку в банку.
3) Наливают в банку ¾ воды и закрывают банку крышкой.
4) Переворачивают банку. Рыбка плавает в банке-аквариуме.
5) Украшают банку-аквариум по собственному желанию: лепят водоросли, морские звезды, кораллы, рифы.
6) Декорируют банку-аквариум бисером, бусами, крупой, камушками и т.п.
7) Аквариум готов.
- Подвижная игра «Рыбки и крокодил».
Описание: Детям прикрепляются эмблемы рыбок, водящему – эмблема крокодила. Дети, имитируя движения плавающих рыб, говорят слова
«Нырять здесь легко
Ведь здесь глубоко!
Ой, здесь крокодил,
Плывите скорее,
Чтоб не проглотил!»
Дети убегают от крокодила. Задача крокодила – поймать как можно больше людей. Игра повторяется 3-5 раз.
(Авторская)