Возрастная группа: старшая.
Цель: создать условия для расширения представлений у детей о древесине, ее качествах и свойствах.
Задачи:
- Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, твердость, прочность, не тонет, легкое).
- Формировать представления детей о том, какие изделия изготавливают из древесины и для кого данные изделия предназначены.
- Продолжать практиковать рисование в технике эскиза.
- Развивать дружеские отношения при коллективной работе.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Словарная работа: эскиз, структура поверхности, прочность, древесина, спил.
Материал:
- Гвозди
- Деревянные бруски
- Тазик с водой
- Картинка «Спил дерева»
- Картинки деревянные «мост», «ветряная мельница», «орудия труда», «посуда».
- Каринка «Дерево на спиле с кольцами»
- Листки бумаги
- Простые карандаши
Ход занятия
Воспитатель обращается к детям:
Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку!
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)
Дети отвечают.
Воспитатель: Для кого и кому нужны деревья?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Какие изделия из древесины вы знаете?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: У меня есть для вас загадки, но задание не просто отгадать их, но и определить, тот предмет, который является ответом, изготовлен из древесины или какого-то другого материала?
У него четыре ножки,
Спинка и сидение,
Но он не для качания,
А только для сидения.
(Стул)
Когда лежу на месте,
Не раскрывая рта,
Во мне, скажу по чести,
Такая пустота!
Скорей, скорей бы лето!
И люди будут класть
Дорожные предметы
В мою большую пасть.
(Чемодан)
Прячет бабушка там вещи:
Сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут…
(Сундук)
Красивый и праздничный этот сосуд.
И если в квартиру цветы принесут,
То тут же обрежут и сразу
Поставят заботливо в … (вазу).
Появляется Мастер резьбы по дереву.
Мастер резьбы по дереву: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Кто я, как вы думаете?
Дети размышляют и отвечают.
Мастер резьбы по дереву: Я - мастер резьбы по дереву – Клавдия Петровна.
Воспитатель: Зачем пожаловали, Клавдия Петровна?
Мастер резьбы по дереву: Я хотела вам кое-что рассказать и показать о том, о чем вы говорите.
Воспитатель: О загадках?
Мастер резьбы по дереву: Нет, о чем вы еще вели разговор?
Воспитатель: Ребята, о чем мы еще с вами разговаривали?
Дети отвечают.
Мастер резьбы по дереву: В наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины: мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и т.д. Изделия из дерева всегда привлекают взгляд из-за своей красоты.
Давайте найдем предметы в группе, изготовленные из древесины!?
Дети называют изделия (матрешки, коробка для шашек, лото, кубики, дудочка, модуль игровой «Кухня», «Парикмахерская», стулья, шкафы, рамы окон и пр.)
Мастер резьбы по дереву: Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности (показывает образцы древесины детям, дает потрогать ее поверхность). С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, ветряные мельницы, орудия труда, посуду и много другое (показывает картинки).
Физминутка «Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны).
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется (Потягивания – руки вверх).
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, взад – вперед)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Руки вверх)
Воспитатель: Подскажите, моему коту нынче будет 3 года, я это знаю, потому что его три года назад родила соседская кошка, а как узнать, сколько лет дереву?
Мастер резьбы по дереву рассказывает о том, что на спиле дерева есть кольца, которые в сумме означают возраст дерева. (Показывает картинку спила дерева с кольцами).
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем сделать эскизы спила дерева.
Раздает детям листочки и карандаши, дети выполняют эскизы, выбрав для себя удобное место в игровой.
Мастер резьбы по дереву: Подскажите, из чего сделаны спички? Почему их нельзя зажигать детям?
Дети отвечают.
Мастер резьбы по дереву: А сейчас я предлагаю провести опыт, для того, чтобы узнать свойства древесины. Вы готовы?
Дети отвечают.
Мастер резьбы по дереву с детьми опускают в тазик с водой деревянные бруски и гвозди.
Мастер резьбы по дереву: Что вы видите? Почему так произошло?
Дети размышляют и отвечают.
Мастер резьбы по дереву: Дерево легкое, оно не тонет, а гвоздь тяжелый, из металла, тонет.
Воспитатель: Спасибо, Клавдия Петровна, что рассказали столько всего интересного о древесине. Теперь мы можем рассказать это детям младшей группы. Ребята, что вы узнали сегодня нового?
Дети отвечают и прощаются с Мастером резьбы по дереву.