Цель: создать условия для обобщения представлений о сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».
Задачи:
Обучающие:
- учить разгадывать загадки;
- подбирать слова-антонимы;
Развивающие:
- развивать связную речь;
- развивать умение составлять предложения и пословицы из слов;
- подбирать родственные слова;
- развивать навыки словообразования и словоизменения;
- развивать умение употреблять в речи образные выражения, поговорки;
- употреблять в речи сложноподчинённые предложения;
- совершенствовать тактильные ощущения при выполнении игровых заданий;
- развивать логическое мышление, творческое воображение, фантазию;
Воспитывающие:
- воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельность, активность, инициативность.
Возрастная группа: старшая.
Интеграция образовательных областей: Познавательное, Художественно-эстетическое, Речевое.
Материал: игрушка рыбка; аквариум игрушка; тёмная ткань; большой кусок синей ткани; природный материал: морские звёзды, различные раковины, аудиозапись с записью звуков моря, криков дельфинов; листы ватмана 2 шт.; кисти; гуашь; непроливашки с водой; портрет А.С.Пушкина.
Ход занятия
Дети входят в группу под музыку «Шум моря».
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь. Слышите шум моря, крики дельфинов? Ах, как пахнет морским воздухом!
И увидели мы море
Красивое, большое.
Воздух мы морской вдохнём,
Дышим носом, а не ртом.
Плечи не поднимаем
Животом помогаем (дышим пять раз).
Дети принюхиваются, выполняют дыхательное упражнение.
Воспитатель: (читает загадку)
Не хожу и не летаю,
А попробуй, догони!
Я бываю золотая,
Ну-ка в сказку загляни!
Вы догадались о ком эта загадка, из какой сказки рыбка?
Кто её автор? (А.С. Пушкин, показывает портрет).
Если вы ребята правильно угадали, то под этой тканью окажется золотая рыбка (на столе стоит аквариум с игрушечной золотой рыбкой, накрытый тёмной тканью).
Ребята, вы помните, где старик поймал золотую рыбку?
не в грязной воде, а … (в чистой),
не медленно, а … (быстро).
Сама она была не простая, а … (золотая).
От увиденного у старика «глаза на лоб полезли».
Как вы понимаете это выражение?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Мы понимаем с вами это выражение так, что старик очень сильно удивился и поэтому широко раскрыл глаза (обобщает ответы детей).
Старик был:
не молодой, а … (старый),
не храбрый, а … (трусливый).
Отнёс он рыбку старухе, которая была:
не добрая, а … (злая).
не щедрая, а … (жадная, скупая).
Стук в дверь. Заходит Рыбак (не старик из сказки).
Рыбак: Здравствуйте, ребята! (Запыхался). Ой, как же здорово, что я сумел до вас добраться. Беда случилась с золотой рыбкою. Поймала ее все-таки старуха, посадила в аквариум и не хочет выпускать! Я с другими рыбаками ходил просить ее отпустить рыбку, так как всякая рыба перевелась нынче в море. Она долго не соглашалась, затем согласилась, но только в обмен за золотые слитки. А где ж их взять… (берется за голову).
Воспитатель: Постойте, за слитки золотые? Так они у меня есть! Но как-то жалко мне отдавать их старухе… Ребята, или все-таки отдадим их старухе в обмен на свободу золотой рыбки?
Дети отвечают.
Воспитатель: Но слитки надо заработать! Вы готовы? За каждое выполненное задание я буду вручать вам по одному! А ты рыбак, помогай ребятишкам!
Рыбак: С радостью! Нам нужно 5 слитков, такую цену старуха выставила за свободу золотой рыбки.
1 слиток
Опустите руки «под воду», которую изображает эта ткань, отыщите морских животных и, ощупывая их, попробуй узнать. (Дети просовывают руки под ткань, находят морских животных, ощупывают их и называют морское животное, не вынимая из-под ткани, после ответа достают и проверяют правильность выполнения задания).
2 слиток
Образуй новые слова:
Рыба - … (рыбка, рыбище),
Плавник - … (плавничок, плавничище),
Хвост - … (хвостик, хвостище),
Глаз - … (глазик, глазище).
Определи, какое слово лишнее:
Рыбка
Рыболов
Рыбёшка
Рынок
Рыбачить
Рыбачка
Почему слово рынок лишнее? (объяснения детей).
Рыбак: У нас уже есть два слитка, мы близки к своей цели! Предлагаю размяться.
Игра «Море волнуется».
Воспитатель: Третий слиток я отдам тому, кто четко и быстро проговорит скороговорку «В озере карп, а в море – краб».
4 слиток
Воспитатель: Ребята, наверное, рыбка загрустила у старухи в аквариуме. Давайте прочитаем для неё стихотворение (ребёнок читает стихотворение «Карасик»).
5 слиток:
Воспитатель: А теперь я попрошу вас нарисовать золотую рыбку в море, для этого вам нужно будет разделиться на 2 команды!
Дети в командах рисуют золотую рыбку.
Рыбак: Спасибо, ребята! Помогли мне добыть золотые слитки! Доброе дело вы сделали, теперь старуха точно отпустит золотую рыбку. Пойду ее выручать из плена! До свидания!
Жил
В озерке
Золотистый
Kарасик.
Ласково звали
Kарасика -
Васик.
Плавал карасик,
Искал червяков,
Сдёргивал мушек
С ребячьих
крючков
И, пробираясь
Hа щучьи пески,
Ловко с мальками
Играл в пузырьки.
Чаек дразнил он
Hа зорьке огнистой,
Спать заходил
В камышок негустой,
Пока не узнал он,
Что он - золотистый,
Пока не подумал,
Что он -
золотой.
- Васик! -
Зовут его ёршики. -
Васик!
Может быть,
С нами
Поплаваешь часик?
- Hет! - отвечал он. -
Hикак не могу!
Я - золотой,
Я себя
Берегу! -
В тине зелёной,
В осоке и ряске
Стали тускнеть
У карасика
Глазки...
- Васик! - печалятся отмели.
Васик!.. -
...Жил
В озерке
Золотистый
Kарасик...