Возрастная группа: старшая.
Цель: создать условия для закрепления представлений о домашних и диких животных средней полосы.
Задачи:
- Формировать умение различать животных и их детенышей;
- Формировать представления детей о то, что у каждого зверя свой след;
- Продолжать практиковать рисование техникой «штампа»;
- Развивать дружеские отношения при коллективной работе.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Словарная работа: дикие, домашние животные, штамп, ферма.
Материал:
- Картинки «Дикие и домашние животные»;
- Муляжи диких и домашних животных;
- Аудиозапись «В мире животных»;
- Магнитофон;
- Костюм «Мама-кошка», «Собака»;
- Бумажные ободки «Ферма», «Лес»;
- 2 рулонных листа: картина «Деревенский двор» и «Лесная полянка»;
- Мягкая игрушка «Котенок»;
- Штампы «Следы животных».
Ход занятия
Воспитатель садится в игровую зону детей с ноутбуком, ставит его на колени, смотрит фильм из серии ВВС «Живая Планета». Дети начинают заинтересовываться, присоединяются к просмотру.
Воспитатель: Познавательный фильм, не так ли? А хотелось бы вам узнать о животных больше?
Дети отвечают.
Воспитатель: Какие бывают животные?
Дети размышляют и отвечают, воспитатель наводящими вопросами направляет детей на классификацию животных по принадлежности к человеку.
Воспитатель: Животные, которые заботятся о себе сами, называются дикими.
(Показывает картинки диких животных, дети называют их).
Воспитатель: Животные, о которых заботится человек, называются домашними. (Показывает картинки домашних животных).
Воспитатель: Может быть, кто-то знает стихотворения о животных?
Дети рассказывают стихи.
Мишка лапою мохнатой,
Не спеша малину рвёт.
Ходит, ищет косолапый
Сладкий и душистый мёд.
Если повстречаешь рысь,
Не успеешь крикнуть «Брысь!» —
Ведь лесные киски -
Не едят из миски.
Он на зайчика похож,
Но живет он в норке,
Целый день траву жует,
На зеленой горке.
Квохчет курица наседка: -
Червяка нашла я деткам!
К дому мчится во весь дух: -
Похвали меня, петух!
Воспитатель обращает внимание детей на мягкую игрушку Котенка, который лежит в уголке.
Воспитатель, взяв котенка на руки: Детки, посмотрите, кажется, этот малыш потерялся! Где же его мама…
Появляется Мама-Кошка: Ой, вот ты где, я повсюду тебя ищу уже битый час, если не два, а то и три! (Забирает котенка).
Воспитатель: А вы кем, простите, приходитесь этому малышу?
Мама-Кошка: Как кто? Я его мама. Разве вам неизвестно, что мама у котенка – кошка, а папа … (обращается к детям).
Дети отвечают: «Кот».
Воспитатель: Я, конечно, это знаю, но что-то все позабыла, а хотя нет – папа щенка - кабан, а мама ягненка – лосиха, верно же?
Дети поправляют воспитателя.
Мама-Кошка: Ты запуталась, мы с детьми поможем тебе разобраться. Ребята, вы согласны?
Дети отвечают.
Мама-Кошка читает стихотворение А.Шибаевой «Кто кем становится», дети заканчивают предложения в стихотворении:
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок,
Взрослая … (собака).
Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал … (конем).
Бык, могучий великан,
В детстве был … (теленком).
Толстый увалень баран –
Толстеньким … (ягненком).
Этот важный кот Пушок –
Маленьким … (котенком).
А отважный петушок –
Кро-о-хотным … (цыпленком).
Мама-Кошка: Ну что, мы помогли тебе вспомнить?
Воспитатель: Помогли, спасибо!
Мама-Кошка: Ребята, а для вас у меня есть еще загадки:
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит.
В общем, сразу не поймёшь.
Кто же это всё же? (Ежик)
Воспитатель: Я предлагаю немного размяться и поиграть в игру «Лес и ферма».
Воспитатель надевает бумажные ободки «Лес» и «Ферма» двум детям, их задача стоять, раскрыв объятия. Перед ребятишками выкладываются животные, задача каждого ребенка, взять себе какое-то одно животное и отвести его либо в лес, либо на ферму, в зависимости от того дикое это животное, или домашнее. Игра повторяется несколько раз.
Появляется Собака, Мама-Кошка прячется за балдахин в Уголке уединения, просит детей не выдавать ее.
Собака: Гав, гав, рррр! Где она? Я бегал по своему заснеженному двору и увидел следы кошки! Не пробегала ли здесь она?»
Дети и воспитатель говорят, что кошки здесь нет, и не было. Собака обнюхивает территорию в поисках кошки и убегает.
Воспитатель: Ребята, почему собака искала кошку? На что она так разозлилась? Как собака узнала, что кошка здесь?
Дети отвечают.
Мама-кошка: Конечно, я оставила следы своими подушечками!
Ставит штамп «Кошачий след» на закрепленный на мольберт чистый лист.
Воспитатель: Какие следы у кошки? У всех зверей такие следы?
Дети отвечают.
Воспитатель показывает картинки следов и тех животных, которым они принадлежат.
Воспитатель: Я хочу обратить внимание на 2 картины (указывает на 2 рулонных листа, на одном из которых изображен деревенский двор, а на втором снегом припорошенный сосновый бор), давайте оставим следы на этом белом нетронутом снежке, во дворе мы будем оставлять следы домашних животных, в лесу - … (обращается к детям, дети отвечают: «диких»).
Дети подходят к штампам следов, берут тот, который им приглянется, определяют, какому животному принадлежит данный след, и отправляются к нужному листу-зоне обитания хозяина выбранного ими следа.
Дети рисуют цепочки следов штампами.
Воспитатель: Сколько следов вышло на наших картинах! Такое ощущение, что у зверей здесь был праздник, и они танцевали. Я вас приглашаю тоже потанцевать.
Звучит мелодия «В мире животных», дети водят хоровод.
Мама-кошка: До свидания, друзья! Мне пора возвращаться к другим котятам, главное, не встретить собаку на пути!