Цель: Закрепить знания у детей о гласных звуках и буквах.
Задачи образовательных областей:
«Познание»:
- Продолжать учить детей на слух определять количество звуков.
- Закрепить знания о пространственных отношениях (снизу – вверх, слева -направо).
- Совершенствовать счет в пределах 4.
«Коммуникация»:
- Закрепить знание детей о гласных звуках и их признаках с помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики.
- Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.
- Воспитывать умение правильно произносить звуки.
- Совершенствовать умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
- Формировать умение самостоятельно выделить заданный звук интонацией.
- Сформировать понятие – звук и буква.
«Социализация»:
- Способствовать установлению эмоционального контакта между педагогом и детьми.
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками.
«Чтение художественной литературы»:
- Познакомить детей с одной из малых форм фольклора – чистоговоркой.
- Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительности речи.
«Здоровье»:
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через динамические паузы на занятии.
«Музыка»:
- Продолжать учить детей правильному речевому дыханию при пении гласных звуков (делаем глубокий вдох и плавно на длинном выдохе пропеваем каждый звук [а-а-а], [о-о-о], [у-у-у], [и-и-и], [ы-ы-ы], [э-э-э]).
Методические приемы:
- Артикуляционная гимнастика («Сказка про веселый язычок»).
- Работа с предметными картинками (определение заданного звука, выделение его интонацией).
- Фонетическая зарядка (пение гласных звуков).
- Работа с раздаточным материалом (поселим звуки в домик).
- Фонетическое упражнение на выделение заданного звука в ударной позиции.
- Работа с чистоговорками.
Предварительная работа: наблюдения и выделение звуков в повседневной жизни; артикуляционная гимнастика со звуками ([а], [о], [у], [и], [ы], [э]); дидактические игры («Скажи, как звучит слово?», «В кругу с мячом», «Найди звук»).
Демонстрационный материал: Карточки-схемы с изображением положения языка (для артикуляционной гимнастики.) Предметные картинки (лук, дом, рак, сыр,лист ); два нарисованных домика без окон, красные кружки, буквы.
Раздаточный материал: листы с нарисованными домиками без окон, красные кружки.
Ход занятия.
Артикуляционная гимнастика.
Ребята, я хочу рассказать вам «Сказку про веселый язычок». Послушайте. Сидел язычок в своем домике. Стало ему скучно и захотелось песни попеть. Открыл он широко домик и запел: «а-а-а».
Показываю карточку-схему с изображением положения языка при произношении звука [а]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей) Хорошая песенка получилась.
Спою-ка я теперь другую, - сказал язычок. Он выдвинул губы вперед и запел: «о-о-о». Показываю карточку-схему с изображением положения языка при произношении звука [о]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
Потом язычок вытянул губы трубочкой и запел третью песенку: «у-у-у». Показываю карточку-схему с изображением положения языка при произношении звука [у]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
Открыл широко рот и спел: «э-э-э». Показываю карточку-схему с изображением положения языка при произношении звука [э]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
Выдвинул нижнюю губу вперед и пропел «ы-ы-ы». Показываю карточку-схему с изображением положения языка при произношении звука [ы]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
Наконец язычок улыбнулся и запел свою последнюю песенку: «и-и-и». Показываю карточку-схему с изображением положения языка при произношении звука [и]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
Молодцы ребята, ваши язычки пели хорошо песенки.
- Ребята, какие звуки пел язычок?
- Язычок пел звук: [а]
- Язычок пел звук: [о]
- Язычок пел звук: [у]
- Язычок пел звук: [э].
- Язычок пел звук: [ы].
- Язычок пел звук: [и].
- Ребята, какие это звуки?
Это гласные звуки. Почему их называют гласными? Гласные звуки произносятся голосом их можно петь.
Работа с предметными картинками на нахождение гласного звука.
Предлагаю детям посмотреть на картинку. Ответить что на ней изображено, какой гласный звук есть в этом слове. При произношении слова делаем ударение на гласный звук (сы-ы-ыр, до-о-ом, ра-а-ак, лу-у-ук...).
Ответ полным предложением.
На картинке нарисован сыр. В слове «сыр» гласный звук [ы].
На картинке нарисован дом. В слове «дом» гласный звук [о].
- Молодцы! Умеете определять заданный звук и находить его в слове.
Посмотрите на доску. На ней находятся два домика. В этот домик мы поселим звуки – что мы делаем со звуками? (Звуки мы произносим и слышим).
Работа с раздаточным материалом.
Построим каждому звуку по домику.
У меня есть дом, но в нем нет окон. Будем устанавливать окна. В домиках для звуков окна будут круглые красные. Устанавливать будем снизу вверх, слева – направо. Посчитайте сколько этажей в доме? (четыре) Начинаем с первого этажа. Я буду произносить звуки, сколько звуков я произнесу, столько окон нужно будет установить на заданный этаж.
Первый этаж сделаем вместе.
АУ – сколько звуков я назвала? Два. Сколько окон на первом этаже? Два. Устанавливаем.
Следующий этаж. Слушайте и считайте.
И
Устанавливайте.
Третий этаж.
Э – Ы – А
Четвертый этаж:
О-А-Э-У
Выполняйте. Молодцы!
Фонетическая зарядка.
Наши звуки очень дружные и веселые. Представьте, что вы превратились в гласные звуки, встаньте, возьмитесь за руки, споем веселую песенку звуков. Сделали глубокий вдох и плавно на длинном выдохе пропеваем каждый звук. [А], [О], [У], [И], [Э], [Ы] (Громко и тихо).
А теперь в обратную сторону.[ Ы], [Э],[ И], [У]. [О]. [А].
Динамическая пауза.
Фонетическое упражнение на выделение заданного звука в ударной позиции.
Ребята, давайте поиграем с вами в игру, я буду называть слова и когда вы услышите в них звук [И], вы будете хлопать:
Мак, Игра, Гиря, Цветок, Изюм, Лук, Сила.
А теперь топните ножкой, если услышите слова в которых нет звука [У] (слушайте внимательно):
Утюг, Крот, Трава, Ухо, Утка, Осы, Суп, Кино, Руль.
Молодцы!
Работа с демонстративным материалом у доски.
У нас есть еще один дом. Этот дом для букв. У каждого звука есть свой знак – Буква. Что мы делаем с буквами? Мы их пишем и читаем.
Поселим наши буквы в дом. Предлагаю найти заданную букву и поселить в домик. Требую от детей ответы полным предложением.
(Я нашла букву – А, поселим ее на первый этаж.)
Работа с чистоговорками.
Произнесите медлено чистоговорку, затем быстро. Индивидуальные и хоровые ответы детей.
Тра - тра - тра в детский сад идем с утра.
Тру - тру - тру пыль везде сотру.
Тры - тры - тры у Вани две сестры.
Дидактическая игра.
Ребята, я знаю еще одну игру с мячом. Вставайте в кружок, я буду называть слова, а вы будете определять в этих словах одинаковый гласный звук:
Кот - Окна - Рита, какой одинаковый гласный звук ты услышала.
Звук [О] – Произнесем его вместе ООООО.
Ива - кит - Даша, какой одинаковый гласный звук ты услышала.
Звук [И] – Произнесем его вместе ИИИ.
Эхо-Эля - Паша, какой одинаковый гласный звук ты услышал.
Звук [Э] – Произнесем его вместе ЭЭЭЭ.
Дуб – Утка - Лера, какой одинаковый гласный звук ты услышала в этих словах?
Звук [У] – Произнесем его вместе УУУУУ.
Цветы – дым - Катя, какой одинаковый гласный звук ты услышал в этих словах.
Звук [Ы] – Произнесем его вместе ЫЫЫЫЫЫ.
Итог. - Вот и подошло к концу наше занятие. Чем мы занимались сегодня на занятии? Учились правильно произносить гласные звуки. Поселили звуки и буквы в домики, находили гласные звуки в словах. Познакомились с чистоговорками. Скажите, что мы со звуками делаем (произносим), а с буквами (пишем, читаем). Как мы обозначаем звуки (красными кружками).