Возрастная группа: средняя группа.
Цель: создать условия для формирования у детей представлений о родном городе посредством познавательно-игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с национальным костюмом республики Коми.
- Формировать у детей начальные представления об истории родного города.
- Формировать у детей элементарные представления о нефти.
- Продолжать закреплять с детьми представления о череде времен года.
- Способствовать формированию у детей представлений о том, что такое юбилей.
- Сформировать у детей представление о возрасте родного города.
- Познакомить детей с национальной игрой «Воробышек», с национальной выпечкой.
- Сформировать у детей представление о национальном костюме жителей республике Коми.
- Обобщить и расширить представления детей о достопримечательностях современного Усинска.
Развивающие:
- Развивать речевую активность, речевые навыки, диалогическую и монологическую формы речи, умение подбирать эпитеты к словам, отвечать полными распространенными предложениями, активизировать и расширить словарь по теме.
- Развивать познавательную активность детей.
- Развивать зрительное и слуховое внимание.
- Развивать у детей самостоятельность, инициативность, любознательность.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение при детско-взрослом взаимодействии.
- Воспитывать у детей привычку здороваться и прощаться с людьми.
- Воспитывать у детей чувство патриотизма.
- Воспитывать у детей интерес к историческому прошлому родного города Усинска.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Средства: костюм «Почтальон», национальный костюм жительницы республики Коми, конверт, приглашение на юбилей города, проектор, презентация Power Point, ноутбук, шарфик, национальная выпечка, календарь «Времена года».
Ход занятия
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кажется, к нам кто-то пришел! Давайте посмотрим.
Проходит к двери, открывает, входит почтальон (младший воспитатель).
Почтальон: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые! Это группа «Улыбка», все верно? Я ничего не перепутал?
Дети и воспитатель здороваются, отвечают.
Почтальон: У меня для вас письмо. Пожалуйста, возьмите! (Передает воспитателю конверт). До свидания!
Дети и воспитатель прощаются с Почтальоном.
Воспитатель: Так-так, ребята, как вы думаете, что в конверте?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Перед тем, как мы откроем конверт, скажите, какой он?
Дети размышляют и отвечают, воспитатель по необходимости помогает детям, задавая наводящие вопросы, обращает внимание на построение ответов в виде полных предложений, например: «Этот конверт бумажный, квадратный, легкий, белый, новый, плотный, плоский, с марками и пр.».
Воспитатель: Отлично. Итак, посмотрим, что внутри (вскрывает конверт, извлекает из него приглашение). Ребята, посмотрите! Здесь написано, что это приглашение! Кто и куда нас хочет пригласить, сейчас прочитаем: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам жители нашего замечательного города Усинска! А вы знали, что в этом году наш славный город отмечает свой 35-ый день рождение?! Мы хотим пригласить вас на праздник, будет интересно и весело: будут песни, танцы, игры! Все, кто живет в городе Усинске, соберутся в День города для большого торжества! До встречи!».
Воспитатель: Ребята, вы знали о таком большом событии?
Дети отвечают.
Воспитатель: Что это получается, у города тоже бывает день рождение, как и у нас с вами? Кто запомнил, о какой дате говорилось в приглашении? Сколько лет будет нашему родному городу в этом году?
Дети отвечают.
Воспитатель: 35! В этом году наш город не просто именинник, а юбиляр. Ребята, вы знаете, кто такой юбиляр?
Дети отвечают.
Воспитатель: Юбиляр, это тот, кто отмечает юбилей. А юбилей, это, когда человеку или городу исполняется столько лет, что цифра его возраста заканчивается на «5» или «0». Посмотрите, на приглашении у нас написана цифра – возраст родного Усинска – 35 лет. Какая цифра в конце?
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно, «5», это значит, что у города юбилей.
Что такое юбилей?
Это сборище друзей,
Это песни, пожеланья
И прекрасные посланья,
Это радость, смех, цветы,
Это вместе я и ты!
Скажите, ребята, а вам сколько лет? А сколько вам будет лет? У вас будет юбилей?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Молодцы! Те, кому исполнится «5» лет будут встречать свой самый первый юбилей в жизни. Это здорово! Ну что, ребята, скажите, мы пойдем на праздник города?
Дети отвечают.
Воспитатель: Отлично! Но день города будет только осенью. Давайте посмотрим на календарь и скажем, сколько еще времен года будет до праздника?
Дети отвечают.
Воспитатель: Отлично! Времени у нас достаточно, чтобы приготовиться для похода на праздник! Нам надо выучить стихи про города, может быть даже песни, а подарок будем делать?
Дети отвечают.
Воспитатель: Здорово! А сейчас я приглашаю всех немного размяться!
Физминутка «Город»
Мы по городу шагаем (шаг на месте)
То, что видим, называем: (развести руки в стороны на уровне груди)
Светофоры и машины (поворот головы влево)
Ярмарки и магазины (поворот вправо)
Скверы, улицы, мосты (кивки головой вверх-вниз)
И деревья и кусты! (Потянулись вверх — присели).
Воспитатель: Ребята, интересно, а каким наш город был давно, совсем давно. Вот бы нам это узнать, но как…
Раздается стук в дверь, входит Девица-красавица
(мама в национальном костюме Республике Коми).
Девица-красавица: Здравствуйте, здравствуйте, дорогие мои! Я – девица-красавица, услышала, что кто-то мечтает узнать о нашем родном городе побольше, о том, каким он был, и не смогла пройти мимо!
Воспитатель: Здравствуйте, девица-красавица! Вы действительно такая красивая, какое у вас платье…
Девица-красавица: Это не про просто платье – это национальный сарафан жителей республики Коми, в которой находится наш город Усинск. Я хочу поделиться историей нашего города, а вы, надеюсь, расскажите о том, какой он сейчас? Хорошо?
Дети и воспитатель отвечают.
Девица-красавица: Итак, ребята, приглашаю вас присесть поудобнее, да послушать мой сказ и посмотреть на мой рассказ (указывает на проектор). Давным-давно, на северо-востоке Республики Коми в Предуралье, на берегу реки Уса, был основан поселок Усинск, который получил свое название от реки, возле которой находился. Река Уса - город Усинск (слайд 1). Женщины в поселке носили сарафаны, подобно моему. Посмотрите, на картинку, какие красивые орнаменты, то есть узоры были на сарафанах, они были очень красивые и в то же время нарядными. Предлагаю вам, ребята, сыграть со мной в игру. Посмотрите на экран - здесь изображены 2 сарафана, ваша задача – найти отличия между ними. Будьте внимательны! (слайд 2).
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А как одевались мужчины?
Девица-красавица: Мальчики, юноши и мужчины носили рубахи, подвязанные поясами, да штаны (слайд 3). Мне очень понравилось с вами играть, и я хочу познакомить вас с национальной игрой «Воробышек» (слайд 4). Поиграем?
Дети отвечают.
Игра «Воробышек»
По жребию выбирают водящего – воробья, завязывают глаза, остальные становятся в круг и поют:
Прилетел к нам воробей и запел как соловей.
- Эй, ты, птичка не зевай, кто мяукнет, угадай.
Все замолкают. Кто-нибудь скажет «мяу», стараясь изменить голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. А если не угадает, то продолжает водить дальше.
Девица-красавица: Какие вы молодцы!
Воспитатель: Но когда же поселок превратился в город и почему?
Девица-красавица: 35 лет тому назад поселок Усинск превратился в город с таким же именем, потому что стал больше и краше. Люди в городе жили хорошие и трудолюбивые, главной особенностью и ценностью города было Усинское нефтяное месторождение. Люди добывали из земли нефть, из которой делали бензин, пластик (слайд 5).
Воспитатель: Как интересно, правда, ребята?
Дети отвечают.
Девица-красавица: Ребята, а вы мне расскажите о том, какой город сейчас Что в нем есть?
Дети размышляют, по желанию рассказывают.
Воспитатель: Девица-красавица, посмотри, у нас тоже для тебя есть картинки, даже не картинки, а фотографии, сейчас мы все вместе их посмотрим, как будто побываем на экскурсии в нашем любимом городе! Ребята, вы будете рассказывать гостье, что изображено на фотографиях. Но для начала давайте сделаем гимнастику для наших глазок, чтобы они все-все внимательно увидели:
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
На слайдах появляются фотографии достопримечательностей города, дети называют их, по необходимости воспитатель помогает (планетарий, бассейн, зимний сад, детский сад, кинотеатр, парк и т.д.).
Воспитатель: Ребята, а как одним словом назвать все те места, которые были изображены на фотографиях?
Дети отвечают, воспитатель по необходимости помогает (достопримечательности).
Воспитатель: Сегодня в нашем городе много предприятий, школ, детских садов, университет, по-прежнему город добывает нефть и производит из нее топливо, полиэтилен, ткани, лечебные косметические средства, изделия из резины (слайд). Наш город очень красивый, правда, ребята?
Дети отвечают.
Воспитатель: Ребята, давайте присядем все в дружный круг, и каждый назовет то место в городе, которое ему нравится больше всего!
Дети присаживаются в круг, называют свое любимое место в городе.
Девица-красавица: Ребята, мне понравилось у вас в гостях, но мне пора уходить. Спасибо за гостеприимство! В благодарность я хочу вас угостить праздничной выпечкой нашей республики, обязательно в обед ее попробуйте. До свидания. Встретимся на юбилее города! (уходит).
Воспитатель: Большое спасибо! До свидания! Вот так история у нас сегодня приключилась. Скажите, что нового вы сегодня узнали? Что было самым интересным? Что оказалось трудным, чтобы хотели повторить?
Дети и воспитатель проводят рефлексию.