Перспективный план по развитию мелкой моторики через изобразительную деятельность у детей второй младшей группы
Основные задачи развития мелкой моторики детей второй младшей группы:
- развитие согласованных движений обеих рук;
- развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук;
- формирование ручных умений: держать кисть, карандаш, разминать пластилин и т.д.;
- развитие осязания;
- формирование эстетического вкуса, творчества и фантазии;
- развитие ассоциативного мышления и любознательности, наблюдательности и воображения.
СЕНТЯБРЬ
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
Мой любимый дождик |
Рисование пальчиками |
Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности |
Два листа светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины. Синяя гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации и эскизы. Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей!» (Приложение 1) |
2. |
Весёлые мухоморы (1-е занятие) |
Рисование пальчиками |
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить правильно держать кисть в руке. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпки гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо её промывать |
Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; алая, малиновая и оранжевая гуашь, кисти, мисочки с белой гуашью, салфетки, иллюстрации мухоморов. Пальчиковая гимнастика «Мухомор» (Приложение 1) |
3. |
Весёлые мухоморы (2-е занятие) |
Рисование пальчиками |
Продолжать учить правильно держать кисть в руке. Учить рисовать травку пальчиками (или кисточками). Учить аккуратному обращению с клеем. Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа) |
С предыдущего занятию + сухие листья |
4. |
Осень в лесу |
Рисование пальчиками |
Продолжать учить правильно держать кисть в руке. Учить проводить тонкие линии кистью. Учить рисовать листики пальчиками. Воспитывать аккуратность в работе с красками |
Альбомный лист, гуашь, кисточка, краски, иллюстрации и эскизы. Пальчиковая гимнастика «Осень» (Приложение 1) |
ОКТЯБРЬ
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
Ягоды и яблочки |
Печатание картофелем (круги разной величины) |
Познакомить с техникой печатания картофелем. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции |
Круги картофеля разной величины, альбомный лист, акварель, кисть, ягоды и яблоки натуральные или муляжи. Пальчиковая гимнастика «Ягоды» (Приложение 1) |
2. |
Моя любимая чашка |
Печатание картофелем (круги разной величины), рисование пальчиками |
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатанья |
Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная гуашь в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды |
3. |
Гроздь винограда |
Печатание морковкой |
Упражняться в технике печатания. Способствовать формированию крепкого сжимания предмета (морковь) в руке с применением силы для отпечатка на листе бумаги. Продолжать учитьправильно держать кисть в руке |
Альбомный лист с заготовкой ветки винограда (без ягод), краски, кисть, морковь, эскиз, муляж виноградной ветки на блюде. Пальчиковая гимнастика «Фрукты» (Приложение 1) |
4. |
Бусы для мамы |
Печатание морковкой |
Закрепить навык печатания. Продолжать учить правильно держать кисть в руке. Воспитывать аккуратность при работе с красками |
Альбомный лист, краски, кисть, морковь, две куклы в разных бусах, бусинки в чашке, картинки, иллюстрации. Пальчиковая гимнастика «Мамин подарок» (Приложение 1) |
НОЯБРЬ
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
Птички клюют ягоды |
Рисование пальчиками, оттиск пробкой |
Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции |
Пол-листа различных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц. Пальчиковая гимнастика «Ягоды» (Приложение 1) |
2. |
Солнышко лучистое, почему ты стало часто прятаться? |
Оттиск печатками из картофеля |
Упражнять в технике печатания. Закрепить понятие «лучик». Учить рисовать лучик, применяя технику печатания. Развивать цветовосприятие |
Индивидуальный мост с жёлтым кругом в середине, красная, жёлтая, оранжевая, малиновая гуашь в мисочках, рисунки с изображением солнышка. Пальчиковая гимнастика «Солнышко» (Приложение 1) |
3. |
Кирпичная башня |
Печатание спичечным коробком |
Упражняться в технике печатание. Вызвать интерес к деятельности путем свободного выбора формы и размеров кирпичной башни, которую необходимо изобразить. Продолжать развивать цветовосприятие и умение правильно держать кисть в руке |
Пустой спичечный коробок, краски, кисти, альбомный лист, башни из конструктора, либо игрушечные замки, картинки. Пальчиковая гимнастика «Наш дом» (Приложение 1) |
4. |
А мы нашли в кладовке! |
Печатание ключами, пуговицами, пробками |
Упражняться в технике печатание. Познакомить детей с понятием «композиция». Продолжать воспитывать аккуратность при работе с краской. Учить детей работать в группах |
Металлические ключи, пуговицы, пробки, ватман большого формата (на каждую групу), кисти, краски. Пальчиковая гимнастика «Наш дом» (Приложение 1) |
ДЕКАБРЬ
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
Маленькой ёлочке холодно зимой |
Рисование пальчиками, оттиск пробкой |
Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку |
Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зелёная гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек. Сгибание пальцев под мелодию «Маленькой елочке холодно зимой» |
2. |
Мои рукавички |
Оттиск печатками из картофеля. Пробкой, рисование пальчиками |
Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность |
Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, гуашь в мисочках, выставка рукавички, салфетка |
3. |
Новогодние гирлянды |
Техника точечного рисования ватными палочками |
Знакомить детей с техникой точечного рисования ватными палочками,уточнить и расширить представления о зиме и ее приметах, развивать слуховое и зрительное внимание. Упражняться в составлении композиции |
Заготовки елочек из зеленого картона, гуашь, ватные палочки. Пальчиковая гимнастика «Елочка» (Приложение 1) |
4. |
Снегопад |
Техника точечного рисования ватными палочками |
Закрепить навык работы техникой точечного рисования ватными палочками. Упражняться в составлении композиции. Продолжать воспитывать аккуратность при работе с красками |
Ватные палочки, альбомный лист, краски. Пальчиковая гимнастика «Елочка» (Приложение 1) |
ЯНВАРЬ
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
Ёлочка пушистая, нарядная |
Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками |
Упражнять в технике рисования тычком полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками |
Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетка. Пальчиковая гимнастика «Елочка» (Приложение 1) |
2. |
Лесные сугробы |
Рисование мятой бумагой |
Упражняться в технике рисования мятой бумагой, продолжать учиться строить композицию, развивать слуховое и зрительное внимание. Воспитывать аккуратность при работе с красками. Закрепить умение правильно держать кисть в руке.Воспитывать интерес к совместной деятельности с педагогом |
Бумага, альбомный лист, кисть, краски акварельные, иллюстрации, наблюдение из окна. Пальчиковая гимнастика «Снег» (Приложение 1) |
3. |
Фейерверк |
Рисование мятой бумагой |
Упражняться в технике рисования мятой бумагой, Продолжать воспитывать аккуратность при работе с краской. Учить детей работать в группах |
Листы ватмана большого формата (по количеству групп), гуашь, бумага, кисть, иллюстрации, фрагмент видео «Фейерверк». Пальчиковая гимнастика «Снег» (Приложение 1) |
4. |
Гусеницы |
Точечное рисование ватными палочками |
Продолжать упражняться в технике точечного рисования ватными палочками. Продолжать развивать чувство композиции. Воспитывать интерес к совместной деятельности с педагогом |
Игрушка «Гусеница», иллюстрация, альбомный лист, акварельные краски, ватные палочки. Пальчиковая гимнастика «Насекомые» (Приложение 1) |
ФЕВРАЛЬ
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
Цветочек для папы |
Оттиск печатками из картофеля |
Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции |
Открытка для папы: на лицевой стороне аппликация, на развороте – место для рисунка, печатки в форме цветов, гуашь разного цвета, кисти. Пальчиковая гимнастика «Цветы» (Приложение 1) |
2. |
Танк |
Пластилинография |
Знакомить детей с техникой «пластилинография», упражняться разминать пластилин, развивать чувство композиции |
Картон, пластилин, пластмассовый ножик, игрушка «Танк», иллюстрация. Пальчиковая гимнастика «День Защитника Отечества» (Приложение 1) |
3. |
Закат |
Пластилинография |
Продолжать упражняться с техникой «пластилинография», воспитывать аккуратность при работе с пластилином, развивать чувство композиции, формировать умение работать в группах |
Лист ватмана большого формата (на каждую группу), пластилин, пластмассовый ножик, картинки Пальчиковая гимнастика «Цветы» (Приложение 1) |
4. |
Космос |
Пластилинография |
Закрепить умение владением техникой «пластилинография», продолжать развивать чувство композиции, умение разминать пластилин. Воспитывать интерес к совместной деятельности с педагогом |
Картон, пластилин, пластмассовый ножик, картинки и иллюстрации. Пальчиковая гимнастика «Космос» (Приложение 1) |
МАРТ
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
Мимоза для мамы |
Рисование пальчиками |
Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции |
Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки 4×4. гуашь жёлтая в мисочках, клей, кисти. Пальчиковая гимнастика «Цветы» (Приложение 1) |
2. |
Солнышко |
Рисование ладошками |
Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие |
Лист ватмана с нарисованным посередине жёлтым кругом, гуашь алого, оранжевого, жёлтого, малинового цветов, кисти, пластмассовые блюдца для краски. Пальчиковая гимнастика «Солнышко» (Приложение 1) |
3. |
Божьи коровки на лужайке |
Рисование пальчиками |
Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) |
Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках. Пальчиковая гимнастика «Насекомые» (Приложение 1) |
4. |
Поле |
Рисование губкой |
Познакомить с техникой рисования губкой. Учить наносить краску губкой на бумагу равномерно и быстро. Развивать интерес к совместной деятельностью с педагогом. Воспитывать аккуратность при работе с краской |
Альбомный лист, краски, кисть, губка, иллюстрации, картинки. Пальчиковая гимнастика «Цветы» (Приложение 1) |
АПРЕЛЬ
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
Жили у бабуси два весёлых гуся |
Рисование ладошкой |
Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями |
Нарисованное заранее озеро, белая, серая, зелёная гуашь, кисти, красный и чёрный маркеры для рисования деталей. Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы и их детеныши» (Приложение 1) |
2. |
Волшебные картинки (волшебный дождик) |
Рисование свечой |
Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесённым свечой рисунком и аккуратно закрашивает её |
Свеча, тушь синего цвета, листы плотной бумаги. Пол-листа бумаги с уже нанесёнными свечой рисунками. Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей!» (Приложение 1) |
3. |
Лошадка |
Набрызг |
Познакомить с техникой рисования набрызгом. Учить пользовать трафаретом. Продолжать воспитывать чувство композиции. Воспитывать аккуратность при работе с краской |
Альбомный лист, зубная щетка, краски, кисть, трафарет «Лошадка», иллюстрации, игрушка «Лошадка». Пальчиковая гимнастика «Лошадка» (Приложение 1) |
4. |
Посуда (1-ое занятие) |
Лепка из соленого теста |
Познакомить с техникой лепки из соленого теста. Развивать умение разминать тесто, скатывать его в шарики и колбаски, скручивать в кольца. Продолжать воспитывать чувство композиции |
Соленое тесто, пластмассовый ножик, детская посудка. Пальчиковая гимнастика «Посуда» (Приложение 1) |
МАЙ
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
Посуда (2-ое занятие) |
Рисование губкой |
Продолжать знакомство с техникой рисования губкой, воспитывать аккуратность при работе с краской |
Предмет из соленого теста, выполненный на первом занятии по теме «Посуда», детская посудка, картинки. Пальчиковая гимнастика «Посуда» (Приложение 1) |
2. |
Травка |
Рисование ладошкой |
Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие |
Лист ватмана, тёмно- и светло-зелёная гуашь, кисти, салфетки |
3. |
Скоро лето! |
Пластилинография |
Упражняться в технике пластилинография. Развивать навыки формообразования из пластилина на линейной поверхности, воспитывать аккуратность при работе с пластилином. Развивать цветовосприятие |
Картон, пластилин, пластмассовый ножик, иллюстрации и картинки. Пальчиковая гимнастика «Лето» (Приложение 1) |
4. |
Цветы |
Рисование губкой |
Закрепить навыки рисования губкой. Продолжать учить детей работать в группах. Продолжать развивать чувство композиции, аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к совместной деятельности с педагогом |
Лист ватмана большого формата (в зависимости от количества групп), губка, краски, кисть, букет цветов вазе (живые или искусственные), картинки и иллюстрации. Пальчиковая гимнастика «Цветы» (Приложение 1). |
Приложение 1
Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей!»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Пальчиковая гимнастика «Мухомор»
Красный-красный мухомор (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)
Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».)
Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)
И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)
Пальчиковая гимнастика «Ягоды»
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой
Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.
Пальчиковая гимнастика «Фрукты»
Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)
Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)
В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)
Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)
Пальчиковая гимнастика «Мамин подарок»
Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)
Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)
Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)
Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Солнышко, солнышко,
Погуляй у речки
(Шевелят пальцами обеих рук).
Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.
(Быстро сжимают и разжимают кулаки).
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
(Делают хватательные движения щепотью).
Покатаем, поваляем
(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).
И назад тебе вернем.
(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).
Пальчиковая гимнастика «Наш дом»
Этот дом – одноэтажный. (Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.)
Этот дом – он двухэтажный.
А вот этот – трёхэтажный.
Этот дом – он самый важный:
Он у нас пятиэтажный.
Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»
Перед нами ёлочка:
(пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «ёлочки»)
Шишечки, иголочки.
(кулачки, указательные пальчики выставлены)
Шарики, фонарики,
(«шарики» из пальцев - вверх, вниз)
Зайчики и свечки,
(«ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)
Звёзды, человечки.
(ладони сложены, пальцы расправлены,; средний и указательный пальцы стоят на столе)
Пальчиковая гимнастика «Снег»
Снег, снег кружится, (Дети хлопают,)
Белая вся улица! (Разводят руки в сторону,)
Собрались мы в кружок, (Собираются в круг,)
Завертелись, как снежок. (Кружатся и отходят назад.)
Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Мы пошли гулять на луг, («Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.)
А по лугу ползал жук! (Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)
Пальчиковая гимнастика «Цветы»
Ромашки белые цветки – (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)
Как пальцы маленькой руки.
И вот слетаются жуки (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)
Считать ромашки лепестки.
Пальчиковая гимнастика «День Защитника Отечества»
Илья Муромец – (Приосаниться.)
Добрый молодец. (Показать бицепсы.)
Зорко в даль глядит (Рука козырьком.)
Да врагов разит. («Бросить копьё».)
Пальчиковая гимнастика «Космос»
Утро – солнце всходит. (Поднимаем растопыренную ладошку.)
Ночь – луна приходит. (Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».)
Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы и их детёныши»
Есть у курицы цыплёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши – (Перебирают пальцы по очереди.)
Все красивы, хороши.
Пальчиковая гимнастика «Лошадка»
Везёт нас лошадка, ( «Лошадка» двумя руками.)
Лошадка, лошадка (Показываем головой правую и левую «Лошадку».)
Не валко, не шатко, (Складываем ладони, наклоняем их в стороны. )
Не шатко, не валко.
Стегнуть бы кнутом бы (Берём в правую руку воображаемый «Кнут»)
Лошадку, но жалко. (Пожимаем плечами)
Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)
Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)
Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)
Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)
Пальчиковая гимнастика «Лето»
Солнцем ласковым согрето, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
За весной приходит лето.
Будем в озере нырять («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)
И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)