Психологически жестокое обращение с ребенком является причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем сопровождают человека всю жизнь. От кого бы не исходила психологическая жестокость, в ней всегда присутствует злоупотребление силой и властью над уязвимыми в этом отношении детьми. Если жестокое обращение исходит со стороны близкого, то нарушается основной принцип семьи – безопасное существование любого её члена.
Исследования жестокого обращения проводили Э.Элмер, Б.Стил, Х.Аллен, А.Миллер, К.Брон. В России В.Е.Каган описал механизмы и рассматривал психологическое насилие как результат усвоенного насильственного поведения в детстве (тоталитарное сознание). В своей работе А.Орлов сформулировал принципы консультирования семей с различной степенью выраженности психологической жестокости. Н.Михайлова, Н.Зиновьева исследовали социальные, культурные и семейные факторы риска применения насилия, описали формы и методы работы с детьми, пережившими жестокое обращение в семье.
Для достоверного выявления психологически жестокого обращения с ребенком в семье необходимо сочетать качественные методы, такие как наблюдение и беседа, с количественными методами, такими как анкетирование, тестирование и т.д. Выделяют ряд методик наиболее часто применяемых в психолого-социальной работе с неблагополучными семьями:
Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Эйдемиллера. В данном опроснике информативными являются шкалы: чрезмерность требований – запретов, чрезмерность санкций, неразвитость родительских чувств.
«Рисунок семьи», методика может быть применима для детей любого возраста и даже для взрослых. Предназначенная для исследования переживаний и восприятия ребенком своего места в семье, отношение к семье в целом и отдельным ее членам; диагностика наличия конфликтных, дисгармоничных семейных отношений в восприятии ребенка.
«Несуществующее животное», изучение личностной сферы ребёнка.
«Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия» (Е. И. Захарова). Методика интересна для выявления страхов ребенка, что всегда имеет место при психологически жестоком обращении с ребенком в семье.
Цветовой тест отношений (А. И. Лутошкина), изучение эмоциональных компонентов отношений ребёнка к значимым для него людям и к себе и отражает как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень этих отношений.
Методика «Дом – дерево - человек» исследования личности, предназначена для обследования взрослых и детей (в том числе и дошкольников).
Данные методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки; представляют информацию о личностных особенностях ребёнка (самооценки, тревожности, ярких черт личности, также информацию о эмоционально – личностных отношениях дошкольников с родителями). Информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, по оказанию медико – социально – психологической помощи детям, оказавшимся в ситуации психологически жестокого обращения с детьми в семье.
При психологически жестоком обращении в семейном воспитании у ребенка велика вероятность развития следующих негативных личностных черт, как недоверие к себе; трудности общения; конфликтность; враждебность; склонность оправдываться. В дошкольном возрасте выявленные тенденции проявляются не в полной мере, однако, закрепляясь и транслируясь на разных уровнях общения, они способны в подростковом возрасте осложнить процесс формирования характера и взросления.