Аннотация: В данной статье говорится о фундаментальной роли изобразительной деятельности, как эффективного средства познавательного развития младших дошкольников.
Ключевые слова: познавательное развитие, изобразительная деятельность, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Уровень качества образования дошкольной организации – прямой показатель ее работы. Качество образования связано с профессиональными компетенциями педагогов и уровнем их мастерства при организации детско-взрослого партнерского взаимодействия с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, Стандарт) к реализации Основной образовательной программы ДОО.
Согласно п.1.4. ФГОС ДО одним из принципов дошкольного образования является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности». Познавательная активность дошкольника способствует формированию активной жизненной позиции, развитию инициативности, самостоятельности и мышления. Познавательная активность позволяет ребенку ответить на интересующие его вопросы («Как это устроено?», «Почему?», «Зачем?» и пр.) и дает толчок двигаться дальше, постигая тайны окружающего мира и родной природы.
Сегодня на выходе из детского сада мы хотим видеть ребенка, имеющего высокий уровень познавательного интереса, это качество необходимо «посеять» в детях с раннего возраста. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что познавательное развитие младших дошкольников – одна из приоритетных задач современного педагога ДОУ.
Четко стоящая перед воспитателем задача – не является залогом успеха. Возникает вопрос: как организовать детско-взрослое взаимодействие, направленное на развитие у младших дошкольников интереса к познанию окружающего мира и родной природы, наиболее эффективным и действенным способом!?
Ответы на этот вопрос можно найти в Стандарте, пункт 1.4.8. которого гласит о том, что еще одним из принципов дошкольного образования выступает «возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)». Содержание образования должно отвечать возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста.
Далее нужно помнить о том, что ведущая форма деятельности в ДОУ – это игра, особенно в младшем возрасте. Именно играя, ребенок развивается и приобретает жизненно важный опыт. Что еще может вызвать у младших воспитанников повышенный познавательный интерес? Из личного педагогического опыта хочу отметить, что изобразительная деятельность доминирует над всеми другими, помимо игровой (если речь не идет о художественной деятельности, организованной в форме игры), следовательно, изобразительная деятельность – отличный инструмент в руках воспитателя, нацеленный на развитие познавательного интереса детей. Интегрированные занятия сослужат добрую службу в этом: интеграция познавательного и художественно-эстетического развития – формула эффективного развития у детей познавательной активности.
Изобразительная деятельность подразумевает под собой наблюдение, обследование арт-объекта. Развития навыка наблюдения посодействует наиболее быстротечному продвижению по знакомству с окружающим ребенка миром, родной природой. К тому же изобразительная деятельность направлена на эмоциональный подъем ребенка, на то состояние, когда ребенок наиболее восприимчив. Ставя перед воспитанником игровую задачу «перенести ветку рябины на листок бумаги» и вооружив его акварельными красками и кистью, у ребенка сформируются представления о том, что это за дерево, как выглядят его листья и ягоды, каким цветом его ветки, на что похожи ягоды.
Еще одним эффективным методом является творческая коллективная работа. Например, вниманию детского коллектива представляется завядший букет цветов, который предлагается перевоплотить в красивую коллективную аппликацию «Полевые цветы». В процессе создания арт-объекта дети узнают, что это за цветы, как их можно высушить и для каких целей, есть ли среди завядших растений лекарственные, которые приносят пользу человеку и т.д.
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности, как правило, воспринимается детьми, как игра: рисуя пальчиками волны, ладошками – медузы, а ватными палочками – снегопад, дети погружаются в мир фантазии, учатся видеть в окружающем мире прекрасное и это ценно.
Развить в детях умение увидеть окружающую действительность через призму изобразительной деятельности - задача, посильная высококвалифицированному педагогу, человеку, который в младшем дошкольном возрасте берет ребенка за руку и «проводит» через все дошкольное детство, открывая загадочный мир, с его секретами, тайнами и удивительными сюрпризами.