Ключевые слова: труд, трудовое воспитание, ФГОС ДО, воспитательно-образовательный процесс.
Аннотация: в данной статье представлены рекомендации для педагогов ДОУ по организации трудового воспитания. Обозначены формы и приемы детско-взрослого взаимодействия, ориентированного на трудовое воспитание детей младшего и старшего дошкольного возраста.
На сегодняшний день дошкольное образование находится под флагом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, ориентированного на повышение качества образования в РФ. Одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (п 1.6.5.)».
В современном детском саду трудовому воспитанию отводится значимое место в воспитательно-образовательном процессе. Как грамотно простроить работу по трудовому воспитанию, чтобы она оказала наиболее эффективное воздействие на детей? Об этом я хочу рассказать, дав рекомендации для воспитателей.
Прежде чем приступать к практическим рекомендациям, целесообразно определить, что именно подразумевается под трудовым воспитанием в ДОУ.
В соответствие с Программой и по своему содержанию труд можно дифференцировать по основным 4 видам: самообслуживание (например, заправляем кровати после дневного сна), хозяйственно-бытовой труд (например, стирка кукольной одежды), труд в природе (например, сбор листьев на участке), ручной художественный труд (например, изготовление поделок).
При организации воспитательно-образовательного процесса нужно помнить, что Стандарт направлен на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Поэтому, учет возрастных особенностей детей – доминирующий критерий при трудовом воспитании. Так, например, для детей старшего возраста целесообразно организовать дежурство при накрывании столов к приему пищи, для младшего возраста – уборка своих игрушек на места, дежурство по столовой – не подойдет в силу возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста.
Поощряйте детей за стремление и успешный труд. Воспитывать привычку к трудовой деятельности необходимо с младшего возраста. Чтобы вызвать интерес рекомендую использовать яркие трудовые атрибуты (грабли красного цвета, ведерки цвета морской волны и пр.). Яркие игрушки привлекают маленького ребенка, поэтому и трудовые манипуляции с ними вызовут интерес у дошкольников.
Программа содержит в себе Комплексно-тематическое планирование (далее – КТП), которое отражает темы недель в каждой возрастной группе. Труд рекомендую планировать в раках КТП с целью лучшего усвоения материала. Например, тема недели во второй младшей и подготовительной группе «Перелетные птицы», дети подготовительной группы с целью трудового воспитания в рамках темы недели изготавливают кормушки для зимующих птиц из природного и бросового материала и вывешивают их на участок; дети второй младшей группы убирают снег из уже имеющихся на участке кормушек, кормят птиц. В описанном примере учтены и возрастные особенности детей и КТП.
Так как труд направлен на развитие у дошкольников физических качеств, мышления, познавательной активности, ответственности и самостоятельности, его рекомендую планировать с учетом интеграции нескольких образовательных областей, что поспособствует всестороннему развитию личности будущих первоклассников. Например, при теме недели
«Наша армия» детям предложено выполнить флаги из тканевых лоскутов для украшения участка группы, в ходе работы дети проявляют познавательную активность, спрашивают о происхождении флага, о том, почему используются только три цвета, воспитатель в игровой форме удовлетворяет образовательные потребности ребенка. В итоге, состоялся ручной художественный труд и познавательное развитие. Далее можно организовать детей для работы по оформлению участка изготовленными флагами под патриотическую музыку, удовлетворив потребности детей в художественно-эстетическом развитии. Интеграция – важный момент в организации воспитательно-образовательного процесса.
Для организации труда рекомендую использовать вариативные формы детско-взрослого взаимодействия: игра (ведущая форма деятельности детей в ДОУ), индивидуальные поручения, чтение художественной литературы, коллективный труд. Для старшего дошкольного возраста этот список можно дополнить такими формами организации труда, как мастерская (в том числе детско-родительская), беседа, коллективные поручения и дежурство.
Так как родители – это полноценные участники образовательного процесса в современном детском саду, то их необходимо привлекать к сотрудничеству с целью трудового воспитания детей. Например, можно организовать детско-родительскую тематическую акцию «Мир! Труд! Май!», организовать конкурс совместных детско-родительских работ «Мастерилки» (из природного материала), организовать детско-родительскую квест-игру, включающую локации с «трудовыми» заданиями (на станции «Чистота – залог здоровья» нужно за 30 секунд собрать все игрушки, не стоящие на своих местах, в корзины и пр.). Необходимо давать родителям консультации по трудовому воспитанию детей (буклеты, стендовая информация, родительские собрания, мастер-классы, беседы).
Задача современного воспитателя посеять в детях то зерно, которое вырастет в трудолюбие.