Аннотация: в данной статье говорится о влиянии на развитие ребенка при реализации воспитательно-образовательного процесса нетрадиционных техник изобразительной деятельности, в частности - рисование солью. Представлен опыт работы педагога.
Ключевые слова: соль, развитие, дошкольники, нетрадиционная техника изобразительной деятельности.
Продуктивной творческой деятельности, в частности рисованию, в воспитательно-образовательном процессе необходимо отводить значимое место наряду с игрой. Если для реализации творческой продуктивной деятельности использовать нетрадиционные формы рисования, это вызовет у детей повышенный интерес и поспособствует эффективному вовлечению детей в образовательный процесс и повышению уровня творческого развития дошкольников. К этому выводу я пришла из личного педагогического опыта. Но почему так происходит? Как говорилось ранее – игра – ведущая форма деятельности воспитанников в ДОУ, нетрадиционная форма изобразительной деятельности воспринимается ребенком как игра с новыми правилами. Внесите в группу новый предмет и понаблюдайте за детьми. Им всем он станет интересен, потому что дети – «пытливые умы», им интересно исследовать и познавать окружающий мир, знакомиться с неизвестным, приоткрывая завесу загадочного мира, который так велик. Этот же принцип прослеживается и в применении нетрадиционных техник рисования (кляксография, монотипия и пр.) при реализации творческой деятельности дошкольников.
В своей профессиональной деятельности я практикую при взаимодействии с детьми технику рисования солью. Данная техника ориентирована на развития у детей творческих декорирующих навыков, поскольку соль является отличным материалом для украшения, например, новогодних открыток и пр. Так, например, ребенок, декорирую стеклянный подсвечник с помощью соли, самостоятельно по личному замыслу наносит узоры сначала кистью с клеем ПВА на поверхность стеклянной банки, затем присыпает клеевой след солью, после просыхания, соль удаляется сдуванием. Это один из десятка примеров декорирования предмета с помощью соли. На нем мы рассмотрим, какие задачи образовательного, развивающего и воспитательного характера решаются посредством использования данной нетрадиционной формы рисования.
В ходе целевого педагогического наблюдения было выявлено, что дети с повышенным интересом относятся к работе, проявляют аккуратность при работе с «пищевым помощником» - солью. Детям нравится, когда их фантазии предоставлен полет и все условия для этого созданы. В этом случае, когда воспитанникам предлагается самостоятельно нарисовать узоры подсвечника, решается важная развивающая задача - развитие самостоятельности и инициативности, что ценно в современной образовательной ситуации, поскольку именно эти качества должны быть сформированы у ребенка при поступлении в школу. Их развитие способствует формированию предпосылок к учебной деятельности у дошкольников. Будущий первоклассник должен быть инициативен и самостоятелен, об этом же нам говорит ФГОС ДО. Работая с солью, ребенок развивает мелкую моторику пальцев рук, которая напрямую связана с подготовкой руки ребенка к письму.
Наряду с развитием самостоятельности у детей развивается воображение и фантазия. Ребенок, подключая жизненный опыт – знание об узорах, их зрительно воспроизводит, задействовав мышление и память, тем самым их стимулирует. После того, как в памяти ребенка появилось воображаемое зрительное представлении о природе узора – он начинает «допридумывать», видоизменять узоры с учетом своих творческих вкусов. В этот момент способствует формированию устойчивого творческого вкуса каждого воспитанника. Как выстроить узор композиционно, какой слой соли нанести на клеевой след, насколько плотным сделать узор, какая у него будет геометрия – все эти задачи ребенок решает в ходе планирования и реализации личного творческого замысла.
Соль – нетрадиционный материал, возможности ее использования не продиктованы какими-либо рамками – ребенок может экспериментировать с ее применением в качестве художественного материала: смешать соль с клеем и рисовать данной массой по цветному картону; нарисовать клеевую полоску – посыпать ее клеем, сдуть остатки и наложить на соль цвет гуашью и еще много разных способов. Эта многогранность использования соли способствует развитию у детей навыков изобретательской деятельности, когда для ребенка созданы условия, в которых методом проб и ошибок он может реализовать свой творческий потенциал.
Хотелось бы сделать акцент на влияние описанного рода детской деятельности на развитие навыков анализа собственной деятельности. После того, как ребенок выполнил работу и получил удовлетворение от данного занятия процесс анализа собственной творческой продуктивной деятельности проходит в более комфортной эмоциональной атмосфере, ребенок расслабляется, взаимодействуя с солью, поскольку ее тактильный контакт по своей природе аналогичен массажу пальцев рук. И когда у детей снято напряжение, они более предрасположены к аналитической деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что рисование солью способствует:
- развитию у детей:
- навыков элементарной аналитической деятельности;
- художественного вкуса;
- самостоятельности и инициативности;
- воображения, фантазии;
- памяти и мышления;
- мелкой моторики;
- навыков изобретательской деятельности;
- воспитанию аккуратности при работе с художественным материалом;
- формированию предпосылок к учебной деятельности;
- эмоциональному подъему.
Для организации детско-взрослого взаимодействия с использованием соли в качестве художественного материала я реализую следующие формы:
- индивидуальная работа (в том числе подгрупповая);
- НОД (по всем пяти образовательным областям);
- самостоятельная деятельность детей в уголке творчества;
- рекомендую родителям использовать данную нетрадиционную форму изобразительной деятельности для творческого взаимодействия с ребенком дома.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что неоспорим тот факт, что рисование солью – эффективное средство развития современных дошкольников.
Список литературы
- Журнал Дошкольное воспитание № 5, 2011год, с. 65-67.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".