ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цель и задачи реализации Программы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом.
Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина, будущего кадета.
Данная программа направлена на реализацию разнообразных интересов, творческого потенциала будущих кадет, развитие в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями.
В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности будущего кадета.
Цель Программы: воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.
Достижение данной цели становится возможным через решение следующих задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к родному городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- повышение уровня педагогической компетентности педагогов по организации взаимодействия, ориентированного на патриотическое воспитание.
- формирование комплекса нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы патриотического воспитания в ДОУ;
- ориентирование родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи;
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации программы.
Программа «Я-кадет!» рассчитана на один учебный год. Программа ориентирована на воспитанников второй младшей группы, коллектив педагогов и родителей МБДОО Центр развития ребенка - детский сад № 17 "Василек".Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, воспитанники и их родители.
Принципы и подходы к формированию Программы.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
По мнению Л.С. Выготского, патриотизм включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Значимость системы патриотического воспитания детей заключается в том, что именно в дошкольном учреждении начинается воспитание патриота своей страны.
Таким образом, практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современного детского сада, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Программа определяет содержание, основные пути развития духовно-нравственного и патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа «Я - кадет!» имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем, определяет актуальность проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Программа разработана с учетом Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (до 2020 г.) на основе культурно-исторического, деятельностного и личностного подходов с учетом нормативно-правовых документов, регламентирующих дошкольное образование:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544 «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"».
- Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-249.
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049-13 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г № 26).
Программа построена с учетом основных принципов дошкольного образования:
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Сотрудничество Организации с семьей;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы реализации Программы
- Принцип регионализации нравственно-патриотического воспитания
Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в практическую деятельность.
- Принцип личностно-ориентированного общения
Индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи, вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
- Принцип доступности
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Принцип системности
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Принцип наглядности
Принцип наглядности предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии достопримечательностей, памятников и т.д.
Ожидаемые результаты реализации Программы
- У детей развиты качества: любознательность, активность; они проявляют интерес к новым для них фактам, задают вопросы взрослому, проявляют самостоятельность в различных видах деятельности.
- Воспитанники соблюдают нормы поведения, речевого этикета, соответствующие личности кадета в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения и вне его. Активно участвуют в делах группы, детского сада.
- У детей развито положительное отношение к миру, другим людям и самому себе. Они обладают чувством собственного достоинства, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, участвуют в совместных играх.
- Ребенок знает и любит свой родной край, город. Имеет сформированную гражданскую позицию.
- Установлено тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников в вопросах патриотического воспитания.
- Пополнена предметно-развивающая среда группы в соответствии с реализуемой программой «Я-кадет!».
Критерии оценки ожидаемых результатов
- положительное отношение к родной стране, краю, городу;
- улучшение взаимоотношений между детьми, родителями, бабушками, дедушками (укрепление внутрисемейных связей);
- уважение к символике, гордости за принадлежность к своей стране и её народу;
- проведение фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;
- готовность и стремление к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
- повышение компетентности педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников
Значимые для реализации Программы характеристики.
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.
К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим. Эстетическим требованиям общества.
Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности детей и взаимоотношения между ними способствуют актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению новых социальных эмоций. Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослым или другим ребенком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Нравственное развитие ребенка в большей мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в уже в любом , пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Базой патриотического воспитания является нравственное. Эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Методы и приемы организованной образовательной деятельности
- Игра.
- Наглядность (фотовыставки, выставки репродукций картин, рассматривание фотоархива военных лет и т.д.).
- Традиционные методы народной педагогики.
- Интерактивные выставки.
- Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками военных действий.
- Творческая активность детей.
- Взаимодействие с социумом: музеи, библиотека.
- Экскурсии по памятным местам г. Лобня.
- Совместная деятельность детей и родителей, сотворчество с педагогом и сверстниками, коллективная работа.
- Создание мини-музея.
Основные разделы Программы
- Памятные даты российского календаря.
- Основы этикета.
- Моя Родина – Россия.
- Мой любимый город Лобня.
- Есть такая профессия - Родину защищать.
- Государственная символика.
Особенностью образовательного процесса юных кадетов являются:
- ежедневное утреннее построение;
- специализированные сюжетно-ролевые игры;
- экскурсии по памятным местам и музеям г. Лобня;
- совместные праздники, способствующие развитию патриотических чувств: «День рождения детского сада», «День защитников Отечества», «День Победы», «День защиты детей» и др.
Содержание патриотического воспитания дошкольников:
приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность. Для поддержки детской инициативы необходимо:
- создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;
- рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
- отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
- всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
- помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей;
- способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
- в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе;
- не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (детей критикует игрушка, а не педагог);
- учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
- уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку, проявлять деликатность и тактичность;
- всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности.
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением вариативных форм и методов.
- Познавательные занятия
- Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г. Лобня, , их символика).
- Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате - «Наш город» и т.д.
- Традиции
- Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории. Для этого проводятся: Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
- Экскурсии в музей г. Лобня;
- Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».
- Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
- Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве
Работа с родителями в рамках реализации Программы «Я-кадет!»
- Привлечь родителей к сбору фотографий в фотоальбом «Моя семья». (мамина страничка «Самая, самая») и по видам деятельности – варит, стирает, гладит и т.д.
- Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к играм по темам: «Семья», «Детский сад», ряженье «Мамин сундучок».
- Подготовить консультацию для пап «В семье растёт сын».
- Обратить внимание родителей на выбор игрушек для ребёнка соответственного возраста и пола.
- Беседы с родителями о любимых игрушках детей.
- Предложить оформить семейный альбом «Наши любимые игрушки.»
- Привлечь родителей к сбору фотографий для оформления фотоальбома «Моя семья» (папина страничка «Мой папа умеет…»).
- Организовать совместную деятельность с папами по уборке участка, постройке снежных скульптур.
- Создать условия для заинтересованного участия в конкурсе семейных игрушек- самоделок.
- Организовать совместную работу детей и родителей по благоустройству участка группы.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Месяц | I Неделя | II Неделя | III Неделя | IV Неделя |
Сентябрь | Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) | Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» | Природоохраняемая акция «Сохраним цветок» | Целевая прогулка (растения участка, природа родного края) |
Октябрь | Беседа «Моя семья» | Проект (занятие) «Мама, папа, я – семья» | Проект (рисование) «Портрет семьи» | Проект (занятие) «Как животные родного края к зиме готовятся» |
Ноябрь | Проект «Варвара-краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы). | Беседа «Хорошо у нас в саду» | Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» | Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» |
Декабрь | Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой» | Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада. | Наблюдение за трудом младшего воспитателя. | День музея |
Январь | Проект «Мой родной город» |
Проект (конструирование) «Мы построим новый дом». |
Беседа «Домашние животные у нас дома». | Лепка «Угостим новых знакомых оладушками». |
Февраль | «Белая береза под моим окном» – деревья в родном городе. | Проект (рисование) «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей». | «Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. | Беседа «Как стать сильным?» |
Март |
Фотовыставка «Я и моя мама». |
Проект (рисование) «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую» | «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. | Проект «Помоги растению». |
Апрель | Досуг «Рассказы о своей семье». | «Наши добрые дела». Труд взрослых | Беседа «Дом, в котором мы живем». | Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный». |
Май | Целевая прогулка к украшенной к празднику улице. | Проект (рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют» | Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В.Степанова «Наша природа». | Беседа «Наш город Лобня». |
Июнь | Природоохраняемая акция «Посади цветок» | Экскурсия по памятным местам города (виртуальная). | Акция «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой» | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю» |
Июль | Познавательное развитие «Труд воспитателя». | Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух». | «Друзья наши меньшие» – знакомство с бурым медведем. | Беседа «Военные – кто они?». |
Август | Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите». | Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья». | Рассматривание фотоальбома «Город Лобня» здания и памятники города. |
Беседа «Наша дружная семья». |
Материально-техническое сопровождение
- Дидактические и наглядные пособия;
- современные средства ТСО;
- методическая литература;
- репродукции картин;
- картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город», «Моя семья»;
- детская тематическая художественная литература;
- грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
- карты, атлас Московской области;
- символика г. Лобня, РФ, глобус и т.д.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Правильно организованная развивающая среда в группах детского сада позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Содержание развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивает «зоны ближайшего развития» детей.
Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки. В группах младшего и среднего возраста – уголки нравственного воспитания, старшего и подготовительного к школе возраста созданы уголки нравственно-патриотического воспитания и психологического отдыха. В каждой возрастной группе продумывается рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных уголков.
Дидактические пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей: план города, на котором дети без труда узнают свой детский сад; различные виды театра по русским народным сказкам; макеты климатических и природных зон с представителями флоры и фауны.
Изделия прикладного искусства.
Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого. А что может быть доступней народных игр, сопровождаемых художественным словом? Поэтому физкультурные уголки кроме привычного спортивного оборудования содержат атрибуты для подвижных народных игр.
Для нравственно-эстетического развития детей в каждой группе организованы музыкально-театральные уголки, в которых подобраны соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные).
Беседы о работах народных мастеров помогает детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.
Необходимо накапливать методический материал по патриотическому воспитанию дошкольников: перспективные планы, картотеки, циклы бесед и занятий, материал по работе с семьёй.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения.
Направления, которые должны реализовываться систематически и планомерно во всех возрастных группах: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».
Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. Этому способствуют специально организованные занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные занятия, праздники и развлечения.
Знакомство с историей Родины начинайте с занятий, которые помогут обратить внимание детей на самих себя, на основе познания себя формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание и сочувствие к людям. Большое значение имеет закрепление и развитие любви и привязанности ребенка к своей семье, формирование представления о семье, родословной, воспитание гордости за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших традиций своих предков. Для этого расскажите детям, как и почему появились у людей имена, проводят беседы «Происхождение фамилий», «Мой дом, моя семья». Покажите иллюстрации, оформите семейные фотоальбомы, записывайте детские рассказы об интересных событиях в семье, проводите увлекательные вечера досуга «Отдыхаем всей семьёй».
После приобщения детей к истории рода начинается их знакомство с историей и достопримечательностями г. Лобня.
Еженедельно необходимо организовывать прогулки и экскурсии по ближайшим к детскому саду улицам, которые сопровождаются рассказами воспитателей о происхождении названий улиц, о труде взрослых. Для того чтобы экскурсии стали безопасными наши педагоги в группе создали уголок безопасности, где они совместно с детьми изучают правила дорожного движения, макет микрорайона, где находится сад.
Через чтение литературы, оформление альбомов, планов, макетов, рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций о г. Лобня, воспитатели знакомят дошкольников с предприятиями города. Свои знания дети проявляют в творческих играх «Улица», «Путешествие по родному городу».
Занятия, беседы, чтение художественной литературы о былинных богатырях соединены с изучением истории Отечества и воспитанием патриотизма, готовности защищать его, гордиться военными победами предков. По традиции в День защитника Отечества в детский сад приглашаются гости – военнослужащие, ветераны Великой Отечественной войны. 9 мая организуются экскурсии к Вечному огню.
Приложение 1. План работы по самообразованию
Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».
Цель: повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, внедрять в работу инновационные методы и приемы.
Задачи:
- Изучить методическую литература по данной теме, познакомиться с опытом коллег.
- Разработать и реализовать программу, перспективный план работы с детьми, коллегами и родителями по данной теме.
- Разработать и реализовать план обогащения развивающей предметно-пространственной среды по данной теме.
- Разработать и реализовать план-график участия в профессиональных конкурсах.
Прогнозируемый результат: на основании изученной литературы и опыта коллег по теме «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста», была разработана и реализована работа по данному направлению с родителями, детьми и коллегами. Она поспособствовала повышению уровня патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста и взрослых.
У детей:
- сформированы представления о родном крае, семье, детском саде;
- дети в активной речи используют потешки, считалки, загадки;
- сформировано умение играть в русские народные подвижные игры;
- расширены знания детей по сказкам и сказочных героев;
- дети осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют заклички, читают стихи);
- пополнены знания детей сказками и сказочными героями; сформировано умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
- используют атрибуты русской народной культуры (свистульки, дудочки, шумелки, трещотки, деревянные ложки) в самостоятельной деятельности.
Повысился уровень моей профессиональной компетенции по теме Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».
Актуальность
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) п.1.6, одной из задач, на решение которой направлен ФГОС ДО, является « объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствие с требованиями ФГОС ДО – основная задача воспитателя в современном детском саду.
Нравственно-патриотическим воспитанием необходимо заниматься с младшего дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться такие черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Цель воспитания патриотизма у детей младшего дошкольного возраста - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, родном дому.
Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема для самообразования «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».
Схема работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический;
2 этап – проектировочный;
3 этап – практический
4 этап - подведение итогов, рефлексия.
1 этап (сентябрь, октябрь)
- Изученной методической литературы по теме патриотического воспитания младших дошкольников.
- Изучение опыта коллег по теме «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».
- Ознакомление с материалом по теме в сети Интернет.
- Обобщение материала.
2 этап (октябрь, ноябрь)
- Разработка программы, перспективных планов работы с детьми, коллегами и родителями.
- Разработка и реализация плана обогащения развивающей предметно-пространственной среды в помещениях детского сада и на участке по данной теме.
- Разработка и реализация плана-графика «Участие в профессиональных конкурсах».
Для работы с детьми:
- Подбор и создание демонстрационного и дидактического материала для совместной деятельности с детьми.
- Организация в групповом помещении патриотического уголка для свободного доступа детей.
Мероприятия с детьми, включенные в данное перспективное планирование, проводятся четыре-семь раз в месяц. Их содержание соответствует возрастным особенностям дошкольников второй младшей группы и направлено на реализацию Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации. Данная деятельность способствует поддержанию детской инициативы, самостоятельности, и предполагает использование деятельностного подхода, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования. Продолжительность занятий соответствует нормам СанПиН и составляет 15 минут.
3 этап (ноябрь – май)
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Ноябрь | ||
|
|
|
Декабрь | ||
|
|
|
Январь | ||
|
|
|
Февраль | ||
|
|
|
Март | ||
|
|
|
Апрель | ||
|
|
|
Май | ||
|
|
|
4 этап (май) – рефлексия, подведение итогов
Приложение 2. Перспективный план работы с детьми по ознакомлению с семьей
Образовательные области | Деятельность | Формы и методы работы |
«Познавательное развитие» | Коммуникативная, познавательная |
Экскурсия по детскому саду: «Кто нас кормит». Экскурсия по детскому саду: «Кто нас лечит» Цель: Формирование представления детей о работе повара, о том, какие кухонные предметы, машины и посуда используются для приготовления пищи, как обрабатывают продукты, расширять знания детей о труде, о значении труда в жизни людей. Познакомить детей с профессией медработника детского сада (медсестрой); показать расположение и оборудование медкабинета; познакомить с некоторыми медицинскими принадлежностями и их назначением. Воспитывать уважение к труду медработника. |
«Социально-коммуникативное развитие» | Трудовая, игровая, коммуникативная, продуктивная |
1.С/р игра: сюжетно – ролевые игры «Дочки - матери», «Мамины помощники», «Ждем гостей»; Цель: обучать детей соблюдать, приучать к опрятности не только себя, но и кукол, аккуратно расставлять посуду, воспитывать эстетичность и красоту, привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий, самостоятельности. |
Коммуникативная, чтение. |
Беседа: «Как вести себя в детском саду?»» Цель: Знакомить детей элементарным правилам поведения. Наблюдение: «Деревья на территории ДОУ» Цель: учить различать внешние признаки деревьев. Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой» Задачи:- расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению; - закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года; - воспитывать в детях доброту, приучить их заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели. |
|
«Познавательное развитие» |
Познавательно- исследовательская и продуктивная (конструктивна) |
Д/и « Дом есть у всех» Цель: Учить детей сооружать постройки по собственному замыслу, формировать умение обыгрывать постройки, объединять их по сюжету. |
«Социально-коммуникативное развитие» | Игровая, коммуникативная, познавательная |
Беседы на темы: «Моя семья». «Как стать сильным», «Я люблю маму и папу», «Профессии моих родителей» Цель: Формировать представление о семье, умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды. Способствовать развитию речи как средство общения. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении. Развивать понимание речи и активизировать словарь. Помогать детям доброжелательно общаться друг с другом. |
«Речевое развитие» |
Чтение, коммуникативная, познавательная |
Чтение потешек. Чтение русских народных сказок: «Гуси — лебеди», «Колобок», «Теремок», «Лиса и заяц», «Маша и медведь». - Настольный театр по сказке «Колобок», «Курочка ряба». Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятия) книг. Инсценировка сказки «Колобок», «Теремок» Цель: Помогать играть в хорошо знакомую сказку. |
«Художественно-эстетическое развитие» | Продуктивная, игровая, чтение, коммуникативная. |
1.Рисование «Цветы для любимой мамочки» 2.Аппликация «Подарок маме».
Цель: Совершенствовать навыки и умения детей в аппликации, рисовании; развитие детского творчества. 4.Конкурс «Рождественский подарок». Цель: привлечение родителей к художественно-продуктивной деятельности. 5.Знакомство с народно-прикладным искусством (матрешка), с бубном, ложками и колокольчиком. Цель: учить узнавать матрешку и сравнивать ее с другими игрушками. |
«Физическое развитие» | Игровая, коммуникативная, продуктивная |
Физкультминутки. Подвижные игры «Самолеты», "Будем в армии служить» и др. Цель: учить выполнять действия за воспитателем в соответствии с текстом; формировать здоровый образ жизни, желание помогать маме; развивать память, внимание. |
Используемая литература
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
- Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
- Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
- Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
- Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
- Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
- Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
- Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
- Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
- Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».