Возрастная группа: первая младшая.
Тип проекта: творческий познавательно-игровой.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный (две недели).
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Проблема: дети не знают о том, какое значение вода имеет в жизни человека, не умеют бережно к ней относиться.
Актуальность: период раннего детства – это время непрерывного познания мира через общение с ним. Единство ребенка и природы – важный вопрос, которому следует уделить особое внимание при воспитательно-образовательном взаимодействии, поскольку через общение с природой у ребенка формируется общая культура личности, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативность, самостоятельность и ответственность, экологическое воспитание, познавательная и творческая активность. Одним из основных принципов дошкольного образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО, Стандарт), является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, а также создания благоприятных условий развития детей в соответствии со склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с миром и самим собой (п.1.6. ФГОС ДО). Исходя из вышесказанного, было принято решение разработать и реализовать детско-взрослый проект «Общение с природой: здравствуй, чудо водица!», который поспособствует нравственному развитию дошкольников, формированию у детей представлений о том, какое значение вода имеет в жизни человека и о бережном к ней отношении.
Цель: создать условия для формирования у детей начальных представлений о роли воды в жизни человека и о необходимости бережного к ней обращения.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для формирования у детей представлений о пользе воды для здоровья человека;
- формировать начальные представления о свойствах воды;
- организовать двигательную активность детей;
- создать условия для развития у младших дошкольников гигиенических навыков;
- формировать представления у детей о воде, как о природном ресурсе, который нуждается в бережном отношении;
- формировать у детей представления о пользе воды для жизни растений;
- формировать у детей представления о правилах безопасного поведения у водоемов;
- формировать у детей представления о бережном отношении к природе;
- пропагандировать ЗОЖ среди дошкольников;
- привлечь родительскую общественность к детско-взрослому взаимодействию;
- повысить уровень компетентности родительской общественности по вопросу бережного отношения к воде.
Развивающие:
- развивать у детей навыки сотрудничества;
- развивать у детей творческие способности;
- развивать у детей речевые навыки;
- развивать у детей познавательный интерес посредством игровой и экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать привычку бережного отношения к природе, в том числе к воде;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитывать у детей трудолюбие.
Предполагаемый результат: у детей сформированы начальные представления о роли воды жизни человека и о необходимости бережного с ней обращения; у детей развились речевые навыки, самостоятельность, навыки сотрудничества, творческие способности, познавательный интерес, гигиенические навыки; у родителей повысился уровень компетентности по вопросу бережного отношения к природным ресурсам.
Предварительная работа: беседа с детьми с рассматриванием плакатов «Вода, какая она?».
Взаимодействие с семьей: индивидуальные консультации в раках темы проекта по требованию, анкетирование родителей «Питьевой режим, значение воды в физиологическом развитии ребенка», консультация «Закаливание: за и против», привлечение с совместной детско-взрослой НОД, привлечение к совместному детско-родительскому взаимодействию по экспериментальной деятельности в домашних условиях, привлечь к участию в фотовыставке «Волшебница-вода и мы!», рекомендовать детскую художественную литературу для прочтения с детьми в рамках темы проекта, рекомендовать документальные видеофильмы для просмотра взрослыми для повышения уровня компетентности по вопросу бережного отношения человека к воде.
Этапы проектной деятельности:
I. Подготовительный.
- Выявление проблемы;
- Анализ, подбор и обобщение информации, методического обеспечения по теме;
- Разработка плана реализации проекта;
- Организация развивающей предметно-пространственной среды, отражающей тему проекта, создание дидактического материала по теме.
II. Основной. Реализация намеченных мероприятий.
День недели |
Образовательная область |
Вид деятельности |
Понедельник |
Речевое, познавательное развитие |
Дидактическая игра «Тонет - не тонет» Цель: формировать у детей начальные представления о том, почему тонут или остаются на поверхности воды те или иные предметы. |
Речевое, познавательное социально-коммуникативное развитие |
Сюжетно-ролевая игра «Больница» Цель: продолжать формировать у детей представления о том, что такое «здоровье», и что его нужно беречь, формировать начальные представления о пользе воды для здоровья человека. |
|
Физическое, познавательное развитие |
Подвижная игра с мыльными пузырями «Круглый и воздушный» Цель: познакомить детей с тем, как и из чего делают мыльные пузыри, организовать двигательную активность детей. Продолжать формировать у детей навыки бега. |
|
Вторник |
Познавательное развитие |
Просмотр детского анимационного ролика "Берегите воду" Цель: формировать у детей начальное представление о том, что человек загрязняет воду и о правилах бережного отношения к воде. |
Художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие |
НОД «Аппликация» «Капельки, кап-кап –получилась лужица» Цель: развивать познавательную активность детей посредством творческой продуктивной деятельности. Закрепить у детей представление о том, что дождик – это вода, которая называется осадки. |
|
Социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие |
Беседа «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» Цель: продолжать пропагандировать здоровый образ жизни среди дошкольников, формировать у детей представления о пользе и видах закаливания водой. |
|
Среда |
Социально-коммуникативное развитие |
Игровое упражнение «Пускание мыльных пузырей» Цель: продолжать создавать условия, способствующие успешной адаптации детей в детском саду, создать положительный эмоциональный климат в группе; способствовать снятию эмоционального напряжения. |
Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие |
Беседа с рассматриванием фотографий и картинок «Родник» Цель: формировать у детей начальные представления о том, что такое родник и о его ценности для человека, воспитывать бережное отношение к воде. |
|
Познавательное развитие, речевое развитие |
Загадки о воде Цель: развивать у детей познавательную активность, закрепить уже известные представления о воде, воспитывать положительное отношение у детей к художественному слову. |
|
Четверг |
Социально-коммуникативное развитие |
Прослушивание аудиозаписи «Капель» Цель: снятие напряжения у детей, развитие музыкального вкуса, создание условий для положительного микроклимата в группе. |
Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие |
Дидактическая игра «Пошел дождик» Цель: формировать навык связывать движения с художественным образом. Угадать и изобразить, какой бывает дождик. Отобразить характер дождя в рисунке. |
|
Художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое развитие |
Коллективная творческая работа «Зонтики и дождик» Цель: создать условия для воспитания у детей положительного отношения к такому природному явлению, как дождь; развивать навыки сотрудничества при коллективном взаимодействии. |
|
Познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие |
Игровая ситуация «Если кончилась вода» Цель: формировать у детей представления о том, что временно может заменить воду и при каких условиях при ее временном отсутствии, развивать первоначальные навыки решения проблемных ситуаций. |
|
Пятница |
Социально-коммуникативное развитие |
Трудовая деятельность «Польем наши цветочки!» Цель: воспитывать бережное и заботливое отношение детей к растениям, продолжать формировать представления у детей о роли полива для роста растений. |
Социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие |
Музыкальная игра «Солнышко и дождик» Цель: развивать у детей навык восприятия контрастных настроений в музыке, учить различать образный характер музыки. Угадать погоду. Соотносить движение с музыкальным образом. |
|
Понедельник |
Познавательное, физическое развитие |
Хороводная игра «Раздувайся, пузырь!» Цель: организовать двигательную активность детей, закрепить представление у детей о том, откуда и как возникают пузыри и какую форму они имеют. |
Социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое |
Чтение сказки Урядовой Ирины «Сказка о воде» Цель: воспитывать у детей бережное отношение к воде посредством художественной литературы. |
|
Вторник |
Социально-коммуникативное, познавательное, физическое развитие |
Игровая ситуация «Перенеси и не разлей» Цель: продолжать формировать у детей представление о ценности воды, организовать двигательную активность детей. |
Физическое развитие |
Подвижная игра «Пузырь» Цель: закреплять у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его, учить согласовывать движения, развивать внимание. |
|
Физическое, познавательное развитие |
Игровая ситуация «Умоем куклу Катю» Цель: продолжать формировать у детей культурно-гигиенические навыки, закрепить представления о роли воды в гигиене. |
|
Среда |
Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие |
Беседа и рассматривание картинок на тему «Удивительные бурлящие водопады» Цель: формировать у детей первоначальные представления о том, что такое водопад, из чего он состоит и почему носит такое название. |
Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие |
Игровая ситуация «Создание водопада» Цель: продолжать формировать представления у детей о том, что такое и как образуется водопад, развивать познавательную активность детей посредством экспериментальной деятельности. |
|
Социально-коммуникативное, физическое развитие |
Подвижная игра «Дождик» Цель: обогащать двигательный опыт детей, вызывать желание играть со взрослым, поощрять самостоятельность детей, проявление инициативы. |
|
Четверг |
Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие |
Совместное детско-родительское занятие по лепке «Родник» Цель: закрепить ранее полученные представления детей о том, что такое родник посредством детско-взрослого коллективного творческого продуктивного взаимодействия. |
Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие |
Детско-родительская выставка фотографий «Волшебница-вода и мы!» Цель: закрепить у детей представления о бережном отношении к воде и ее роли в жизни человека. |
|
Пятница |
Физическое развитие, социально-коммуникативное развитие |
Подвижная игра «Солнышко и дождик» Цель: развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал, воспитывать положительное отношение у детей к дождю. |
Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие |
Совместное детско-взрослое досуговое мероприятие - просмотр и обсуждение в ходе игры детского анимационного фильма по заказу компании ОАО "РусГидро" - "Секреты воды", часть 1. Цель: продолжать формировать у детей и родителей представления о том, что нужно беречь воду, и сохранить природу для следующих поколений людей.Основной. Реализация намеченных мероприятий. |
III. Заключительный. Рефлексия.
- Совместное детско-взрослое досуговое мероприятие - просмотр и обсуждение в ходе игры детского анимационного фильма по заказу компании ОАО "РусГидро" - "Секреты воды", часть 1.
- Детско-родительская выставка фотографий «Волшебница-вода и мы!».
Анализ проекта
1. Количественный анализ.
В рамках проекта было разработано и реализовано следующее количество мероприятий:
№ п/п |
Мероприятие |
Количество |
1 | Анкетирование для родителей | 1 |
2 | Консультация для родителей | 1 |
3 | Детско-родительские мероприятия | 3 |
4 | Игры | 8 |
5 | Конспекты НОД | 2 |
6 | Итоговое мероприятие | 2 |
7 | Игровая ситуация | 4 |
8 | Беседа | 3 |
9 | Коллективная творческая работа | 1 |
10 | Трудовая деятельность | 1 |
11 | Игровое упражнение | 1 |
Для реализации данного проекта было подобрано 2 детских анимационных фильма по теме.
В течение времени реализации проекта было оказано 4 индивидуальных консультаций для родителей в рамках темы проекта.
В анкетировании приняли участие 75% родителей. С консультацией ознакомилось 92% родительской общественности. К совместному детско-родительскому взаимодействию было привлечено 90% семей. Активное участие в детско-родительской фотовыставке приняли 80% семей. Средний уровень сотрудничества с родителями составил 84,2%, что является высоким показателем.
Проект организовался на основании двух смежных проблем, для решения которой, была поставлена одна цель, 11образовательных, 4 развивающие и 3 воспитательные задачи.
2. Качественный анализ.
По окончании проекта цель была достигнута.
Результат проекта:
- Совместное детско-взрослое досуговое мероприятие - просмотр и обсуждение в ходе игры детского анимационного фильма по заказу компании ОАО "РусГидро" - "Секреты воды", часть 1 с целью закрепления и обобщения материала, изученного в рамках детско-взрослого проекта.
- Детско-родительская выставка фотографий «Волшебница-вода и мы!».
После постановки проблемы было выявлено три риска для реализации проекта:
- низкий уровень сотрудничества родительской общественности в рамках детско-взрослого проекта;
- неготовность детей воспринимать новый материал;
Аннулированию рисков поспособствовали следующие решения:
- организация детско-родительских мероприятий, просветительская работа с родительской общественностью в рамках темы проекта (индивидуальные и фронтальные консультации, рекомендации и т.д.);
- использование вариативных форм при организации детско-взрослого воспитательно-образовательного взаимодействия (игры (хороводные, музыкальные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые), детско-родительские мероприятия, игровая ситуация, коллективная творческая работа пр.).