Возрастная группа: старшая.
Цель: создать условия для обогащения и расширения знаний детей о зиме, ее первом месяце – декабре.
Задачи:
- Учить видеть противоречия в рассматриваемых явлениях и разрешать их;
- Развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы;
- Закрепить знания правил поведения при неблагоприятных погодных условиях;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на образный язык народной поэзии.
- Практиковать рисование схематического изображения цветными карандашами.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие.
Словарная работа: стужа, студень, студеный, метель.
Материал:
- Картонный муляж «Телевизор»;
- Рисунок и рамки разрешающего/запрещающего знака;
- Цветные карандаши;
- Листы А4;
- Рисунок – Модель «грустное/веселое лицо».
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадку:
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает:
Когда это бывает?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какого цвета больше всего зимой? Почему?
Дети отвечают.
Воспитатель: Вот и поэтесса Елена Трутнева тоже это заметила и рассказала нам в своем стихотворении. Давайте послушаем и выясним, правы ли мы, когда говорим, что зимушка-зима белая.
Ребенок читает:
Белой краской выкрасила
Все подряд зима:
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки, как рога.
Воспитатель: Что вы узнали из этого стихотворения о зиме? Какими еще словами можно сказать о зиме? (Белоснежная, зимушка-зима, заснеженная, холодная, морозная).
Дети отвечают.
Заходит Декабрь.
Декабрь: Здравствуйте, дети! Вы узнали меня?
Дети размышляют и отвечают.
Декабрь:
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц май пройдет,
Мы встречаем Новый Год (Декабрь).
Дети размышляют и отвечают.
Декабрь: Я – Декабрь! Подскажите, какой я по счету зимний месяц?
Дети отвечают.
Декабрь: В народе меня называют «студень», «студеный» от слова «стужа» (закрепить слова с детьми). В декабре на улице бывает холодно, студено, стоит стужа, морозы трескучие, метут метели. Мороз обжигает лицо, и совсем не хочется выходить на улицу, и настроение у детей и взрослых может быть вот такое (показывает модель «грустное лицо» на стене над уголком по развитию речи).
Воспитатель: А почему такое грустное лицо, ребята? (Зимой долго одеваться, мороженное нельзя есть, солнышко редко светит и не греет).
Дети размышляют и отвечают.
Декабрь: И все же зимой бывает вот такое настроение (указывает на модель «веселое лицо»).
Воспитатель: Ребята, почему люди могут быть веселыми зимой? (играем в снежки, лепим снежную бабу и пр.)
Дети размышляют и отвечают.
Декабрь: У русского народа есть много пословиц, поговорок и загадок о зиме и зимних явлениях, примет, которые предупреждают нас о плохой погоде. Вы какие знаете? (Дети рассказывают пословицы).
Декабрь: Хорошо, а я еще вам вот какие расскажу:
- Много снега – много хлеба;
- Береги нос в большой мороз;
- Без рук рисует – без зубов кусает (мороз);
- Кручу верчу – знать ничего не хочу (метель).
Дети отгадывают.
Воспитатель: Раньше могли определить погоду по приметам. А сейчас мы откуда можем узнать о погоде?
Дети размышляют и отвечают (TV, радио, интернет).
Воспитатель: А вы хотите узнать прогноз погоды на сегодня?
Дети отвечают.
Декабрь садится «в телевизор» и рассказывает: - Ночью был сильный ветер и мороз, столбик термометра опустился до - … градусов по Цельсию. Утром ожидается небольшой снегопад, к обеду ожидается потепление и столбик термометра поднимется до - … градусов по Цельсию. К вечеру же опять подморозит, температура воздуха вновь станет - … градусов по Цельсию. Осторожно, возможен гололед.
Воспитатель: Ребята, а что такое гололед? И как себя вести во время гололеда?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Подскажите, а какие еще опасности могут возникнуть зимой?
Дети размышляют и отвечают (в случае заминки у детей, Декабрь начинает описывать ситуацию, которая может вызвать опасности. Например, иногда у меня бывает и очень теплая погода, тогда начинают капать сосульки).
Воспитатель: Ребята, чтобы ничего плохого не стряслось, я предлагаю каждому из вас придумать какое-то правило безопасного поведения зимой и нарисовать их в виде знака. Вы согласны?
Дети отвечают.
Воспитатель: Но для начала давайте вспомним, какие мы знаем знаки?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Запрещающие знаки мы будем рисовать в красных кружках, а знаки разрешающие - в синих.
Дети, воспитатель и Декабрь рисуют знаки.
Воспитатель: Хорошо мы потрудились. Я предлагаю оформить наши рисунки в выставку и разместить ее в приемной, чтобы напомнить нашим родителям о правилах безопасного поведения зимой.
Дети и воспитатель прощаются с Декабрем и оформляют выставку.