Возрастная группа детей: старшая.
Цель занятия: создать условия для закрепления умения комбинировать слова с префиксами, получая интересные слова, придумывая рассказы посредством художественно-эстетической деятельности и методов ТРИЗ-тихнологии.
Задачи:
- Закрепить представление о лексическом значении ранее изученных префиксов;
- Практиковать диалоговую форму речи;
- Развивать воображение, фантазию, способность сочинять сюжетную линию, опираясь на изображение;
- Воспитывать уважительное отношение между детьми при работе в парах;
- Практиковать рисование цветными мелками.
Предварительная работа:
- Создание условий для формирования у детей представления понятия «префиксы».
- Знакомство с лексическим значением префиксов: анти, супер, зоо, авто, авиа, полу, аэро, архео, видео, астро, аква, мело, мульти, мини.
- Практиковать употребление слов с префиксами в речи.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное».
Материал:
- Аудиозапись песни Владимира Ланцберга «Ребята, надо верить в чудеса».
- Аудиозапись «Волшебная мелодия».
- Мольберт с меловой доской (из расчета 1 шт. на 2-х детей).
- Цветные мелки 12 цветов на каждый мольберт.
- Влажная тряпочка на каждый мольберт.
- Костюм Воображайки (необычная прическа, пиджак или жакет с огромным воротом, пышная юбка с цветными подолами, лаковые туфли).
- Классная доска с маркером.
- Картинки, характеризующие префиксы.
- Картинки, олицетворяющие предметы.
Ход занятия
В игровой комнате полукругом стоят 8 мольбертов с меловыми досками, у каждого имеются цветные мелки 12-и цветов и влажная тряпочка. Дети заходят в помещение, под волшебную мелодию появляется воспитатель в костюме Воображайки.
Воображайка: Здравствуйте, ребята! Подскажите, куда я попала?
Дети отвечают.
Воображайка: Интересно… Я летела на космическом ковре-вертолете… (смотрит растерянно). А куда это я летела?.. Не помню (начинает плакать). Ребята, а вы мне поможете?
Дети отвечают.
Воображайка: Вот только дело в том, что уже не совсем молода и память совсем плохая стала. Я могу вспомнить что-то забытье только тогда, когда что-то сочиняю, фантазирую или придумываю. Вы умеете фантазировать?
Дети отвечают.
Воображайка: Как же мне повезло встретиться с вами. Вы готовы мне помочь, а что же я могу предложить вам в ответ… (замирает в задумчивой позе). Придумала! Я вас научу фантазировать по-новому! Расскажите, как вы раньше выдумывали, мечтали, сочиняли? С чего начинали и чем заканчивали?
Дети размышляют и отвечают.
Воображайка: Как интересно! Но мой способ не совсем обычный! Сейчас давайте присядем поудобнее на ковер и посмотрим на доску. Я тут приготовила волшебную схему и мне не терпится вас с ней познакомить.
На доске нарисована таблица (Таблица 1) из трех столбцов. В первом столбце написаны префиксы с картинками их характеризующими (например. под надписью префикса «Мело» нарисованы ноты и скрипичный ключ, под префиксом «Архео» - древний человек с дубинкой и т.д); во втором столбце объекты (поезд, жираф, тюльпан, стул, молоток, диван, комар, фонарь) с картинками их обозначающими. Третий столбец пустой. В данной игре используются следующие префиксы: анти, супер, зоо, авто, авиа, полу, аэро, архео, видео, астро, аква, мело, мульти, мини.
Префиксы |
Слова |
Созданные слова |
анти супер зоо авто авиа полу аэро архео видео астро аква мело мульти мини |
поезд жираф тюльпан стул молоток диван комар фонарь |
|
табл. 1
Воображайка: Ребята, перед нами таблица, здесь есть префиксы (указывает на первый столбец) и предметы (указывает на второй столбец). Я предлагаю создать новые слова, присоединив префикс к слову. Попробуем?
Дети отвечают.
Дети составляют слова, Воображайка записывает их в столбец «Созданные слова». Происходит обсуждение интересных слов (например, мелостул – музыкальный стул, когда садишься – звучит музыка; автодиван – диван на колесах и т.д.).
Воображайка: Какие молодцы! Интересные у нас получились слова. Вам так не кажется?
Дети отвечают.
Воображайка еще раз читает получившиеся слова.
Воображайка: Ребята, а сейчас я попрошу вас разбиться на пары по симпатии и выбрать один новый предмет, который у нас получился!
Воображайка помогает детям распределить один новый предмет на пару.
Воображайка: А сейчас я хочу попросить вас ответить на такой вопрос: что положительного и отрицательного имеется в новых предметах?
Дети думают, обсуждают, отвечают.
Воображайка: Здорово! Молодцы! Прошу каждой паре подойти к мольберту и постараться изобразить свой предмет.
Звучит песня Владимира Ланцберга «Ребята, надо верить в чудеса».
Дети в парах рисуют на доске мелками.
Воображайка: Кажется все готово. Давайте посмотрим, что же у вас вышло?!
Воображайка выстраивает в ряд мольберты, каждая пара комментирует свой рисунок.
Воображайка: Кажется, я начинаю вспоминать, куда я летела, друзья! Ваши фантазии мне помогли вспомнить! Я летела по очень важному поручению одного из самых главных фантазеров и сочинителей! Как вы думаете, о ком я говорю!?
Дети размышляют и отвечают.
Воображайка: Этот главный фантазер – Король Воображение и он послал меня к вам в детский сад, чтобы я проверила, умеете ли вы сочинять и мечтать… Выдумывать вы умеете, я вижу, а давайте проверим, как вы умеете сочинять!?
Дети отвечают.
Воображайка: Посмотрите на наши мольберты, у нас с вами есть 8 необычных новых предметов. Давайте попробуем сочинить рассказ с ними!? Пара, чей мольберт стоит первым, начнет придумывать рассказ, опираясь на свой рисунок; вторая пара, чей мольберт стоит вторым, продолжит расскази так до последнего мольберта. Попробуем?
Дети сочиняют рассказ.
Воображайка: Здорово! Какой захватывающий рассказ у нас вышел! Теперь я смело могу возвращаться с хорошими вестями к Королю Воображение, расскажу ему, что в садике у детей все в полном порядке с воображением и сочинительством. Спасибо, что порадовали и помогли восстановить прорехи в памяти. До встречи, мне пора возвращаться!