Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».
Цель: повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, внедрять в работу инновационные методы и приемы.
Задачи:
- Изучить методическую литература по данной теме, познакомиться с опытом коллег.
- Разработать и реализовать программу, перспективный план работы с детьми, коллегами и родителями по данной теме.
- Разработать и реализовать план обогащения развивающей предметно-пространственной среды по данной теме.
- Разработать и реализовать план-график участия в профессиональных конкурсах.
Прогнозируемый результат: на основании изученной литературы и опыта коллег по теме «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста», была разработана и реализована работа по данному направлению с родителями, детьми и коллегами. Она поспособствовала повышению уровня патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста и взрослых.
У детей:
- сформированы представления о родном крае, семье, детском саде;
- дети в активной речи используют потешки, считалки, загадки;
- сформировано умение играть в русские народные подвижные игры;
- расширены знания детей по сказкам и сказочных героев;
- дети осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют заклички, читают стихи);
- пополнены знания детей сказками и сказочными героями; сформировано умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
- используют атрибуты русской народной культуры (свистульки, дудочки, шумелки, трещотки, деревянные ложки) в самостоятельной деятельности.
Повысился уровень моей профессиональной компетенции по теме Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».
Актуальность
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) п.1.6, одной из задач, на решение которой направлен ФГОС ДО, является « объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствие с требованиями ФГОС ДО – основная задача воспитателя в современном детском саду.
Нравственно-патриотическим воспитанием необходимо заниматься с младшего дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться такие черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Цель воспитания патриотизма у детей младшего дошкольного возраста - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, родном дому.
Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема для самообразования «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».
Схема работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический;
2 этап – проектировочный;
3 этап – практический
4 этап - подведение итогов, рефлексия.
1 этап (сентябрь, октябрь)
- Изученной методической литературы по теме патриотического воспитания младших дошкольников.
- Изучение опыта коллег по теме «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».
- Ознакомление с материалом по теме в сети Интернет.
- Обобщение материала.
2 этап (октябрь, ноябрь)
- Разработка программы, перспективных планов работы с детьми, коллегами и родителями.
- Разработка и реализация плана обогащения развивающей предметно-пространственной среды в помещениях детского сада и на участке по данной теме.
- Разработка и реализация плана-графика «Участие в профессиональных конкурсах».
Для работы с детьми:
- Подбор и создание демонстрационного и дидактического материала для совместной деятельности с детьми.
- Организация в групповом помещении патриотического уголка для свободного доступа детей.
Мероприятия с детьми, включенные в данное перспективное планирование, проводятся четыре-семь раз в месяц. Их содержание соответствует возрастным особенностям дошкольников второй младшей группы и направлено на реализацию Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации. Данная деятельность способствует поддержанию детской инициативы, самостоятельности, и предполагает использование деятельностного подхода, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования. Продолжительность занятий соответствует нормам СанПиН и составляет 15 минут.
3 этап (ноябрь – май)
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Ноябрь | ||
|
|
|
Декабрь | ||
|
|
|
Январь | ||
|
|
|
Февраль | ||
|
|
|
Март | ||
|
|
|
Апрель | ||
|
|
|
Май | ||
|
|
|
4 этап (май) – рефлексия, подведение итогов