«Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе детей раннего дошкольного возраста»
В современной образовательной ситуации все актуальнее встает вопрос соответствия воспитателя требованиям к профессии согласно Профессионального стандарта педагога дошкольного образования, вступившего в силу 01.01.2017г. Данный стандарт регламентирует уровень владения трудовой функцией «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования». Непрерывное повышение уровня квалификации педагога, которое повлечет за собой повышение качества образования в дошкольной организации, ключевая идея Профстандарта. Воспитатель должен обладать рядом профессиональных компетенций для реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Организация предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) является одним из ключевых умений современного педагога. П.3.3.1. ФГОС ДО гласит о том, что «развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей в Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста…».
Нет определенного детского возраста, когда нужно начинать создание развивающей среды, соответствующей требованиям Стандарта. Ответ таков: чем раньше, тем лучше. Нужно помнить о том, что все условия, созданные воспитателем, направлены на реализацию Основной Образовательной программы ДОУ и организованное предметно-развивающее пространство не исключение. РППС в современном детском саду отвечает требованиям ФГОС ДО (п.3.3.4): является содержательно-насыщенной, безопасной, полифункциональной, трансформируемой, вариативной и доступной.
Рассмотрим организацию РППС на примере второй младшей группы, темы недели «Кто проживает под водой?». Как и любая другая работа, организация среды, начинается с планирования. Наполнение зависит от содержания образовательного процесса, то есть отражает тему недели - «Кто проживает под водой?». Воспитателю необходимо запланировать, какие будут использованы средства наглядности (форма, содержание, количество и пр.) будут ли они отвечать возрастным особенностям детей. Здоровьесберегающая технология – ведущая задача дошкольной организации, поэтому во избежание детского травматизма, воспитателю необходимо убедиться в безопасности наполнения группового помещения.
Содержательно-насыщенность среды рекомендую обеспечить, привнеся в уголок природы игрушки и раскраски на тему «Рыбалка», трафареты «Морские обитатели», демонстрационный материал (плакаты, книги) и материал для сюжетно-ролевой игры (маски рыб, накидки-чешую, посох Посейдона-царя морей и океанов) и пр. Привлеките родителей, порекомендовав принять участие в выставке работ «Я живу в воде», которая послужит итоговым мероприятием, обобщающим знания детей по теме недели. Детское пространство можно пополнить, выполнив коллективную работу с воспитанниками по созданию коллажа «На дне морском», которую дети разместят в удобном для них месте. Задача воспитателя - выдержав баланс, избежать перенасыщение пространства. Вышеописанное сменится на следующей неделе, когда тема будет звучать по-другому. Такие действия гарантируют вариативность РППС, еще одно из требований Стандарта.
Весь материал, предназначенный для детей (игровой, дидактический и пр.) необходимо расположить на уровне воспитанников, обеспечив доступность и комфортность среды. Ребенок будет чувствовать себя самостоятельным и спокойным, когда желаемая вещь находится в свободном доступе. Помните, некоторые из желаемых дошкольником объектов обеспечивают его сенсорную поддержку и если они недоступны, то это может повлечь куда более серьезные психические расстройства, чем дискомфорт.
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами (п.3.3.4 ФГОС ДО). При работе с воспитанниками актуален деятельностный подход – занятия по школьной «партовой системе» сменяются развивающей игровой деятельностью, условия реализации претерпевают изменения: если раньше учебной зоне в группе было отведено определенное место и столы статично занимали свои места, то на сегодняшний день приветствуется трансформируемость пространства. Планируя продуктивную деятельность, поиграйте с детьми в художников-рыболовов – составьте столы большим квадратом, поместите в центре чистый лист большого формата и сидя на полу нарисуйте пруд с типичной для него флорой и фауной. По итогу – продуктивная деятельность состоялась, группу украшает обособленный пруд, дети довольны, воспитатель проявил гибкость, отойдя от привычной для него формы деятельности, воспитанники могут развернуть сюжет игры «Рыбалка», «Отдых у пруда» и пр.
Научите детей смотреть на предметы не по прямому их назначению и вы увидите какой скачок в развитии произойдет. Внесите в группу игрушку-удочку и предложите воспитанникам придумать предмету иную функцию. В начале у детей это вызовет затруднения, начнется мозговой штурм, после - работать фантазия и дети начнут предлагать варианты: вешалка для одежды, замок на дверь и т.д., а позднее самостоятельно находить новые функции у привычных предметов.
Грамотно организованная РППС поспособствует развитию у дошкольников самостоятельности, творческого поиска, изобретательности и любознательности - тех качеств, на которые ориентировано дошкольное образование.
Автор Долганова Елена
Список литературы
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Профессиональный стандарт педагога ДО от 01.01.2017г.