Цель: создать условия для расширения у детей представлений о бытовой технике и безопасном поведении при ее эксплуатации посредством познавательно-речевой игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить у детей представления о правилах безопасного поведения с бытовой техникой;
- обобщить и расширить представления детей о бытовой технике;
- продолжать формировать у детей навыки элементарного анализа, установления причинно-следственных связей;
Развивающие:
- развивать у детей связную монологическую и диалогическую формы речи;
- активизировать и расширить словарь детей по данной теме;
- продолжать развивать у детей навык составления рассказа по картинке;
- продолжать развивать у детей умение обобщать слова;
- продолжать развивать у детей навык дифференцирования предметов по определенным признакам;
- развивать у детей самостоятельность и инициативность;
- развивать у детей мышление, логику, внимание, любознательность;
- развивать у детей умение рисовать по замыслу;
- развивать у детей слуховое и зрительное внимание;по замыслу;
Воспитательные:
- воспитывать у детей уважительное отношение при коллективном взаимодействии;
- воспитывать у детей желание оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается;
- воспитывать у детей желание выражать собственные мысли полными предложениями.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Средства: пылесос, ткань, бумажные заготовки-шаблоны знаков безопасности (5x5 см) на каждого ребенка, мешок, картинки «Бытовая техника», картинки «Прочие», муляжи мебели и куклы, письмо от Золушки, карточки-задания Злой Колдуньи, картинки к игре «Что было – что стало», атрибуты для физминутки в корзинах, макет картонного двухэтажного двухквартирного дома.
Ход занятия
В центре группового помещения стоит пылесос, накрытый плотной тканью.
МОТИВАЦИОННО-ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Удивительный Обжора,
Проглотил он кучу сора.
Сам наелся до отвала,
И квартира чище стала.
Дети отвечают. Воспитатель просит ребят посмотреть, правильно ли они отгадали, сняв ткань с загаданного предмета.
ОСНОВНОЙ ЭТАП:
Воспитатель: Ребята, как раньше люди убирали квартиру, пока не изобрели пылесос?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Что было – что стало». Я буду показывать вам картинки, ваша задача – сказать, что сейчас пришло на их место. Вы согласны?
Дети отвечают.
Воспитатель показывает картинки: стиральная доска, черно-белый телевизор, свечи, печатная машинка, стационарный телефон, живая инструментальная музыка, самовар.
Дети отвечают, воспитатель по необходимости помогает воспитанникам, задавая наводящие вопросы.
Воспитатель: Здорово! Время не стоит на месте, все изменяется и становится для человека более удобным. Вы сейчас называли пылесос, стиральная машинка, магнитофон, телевизор. А что это такое?
Дети отвечают.
Воспитатель: Верно, это бытовая техника. Как вы думаете, почему она называется «бытовая»?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: «Бытовая», т.е. для дома, для повседневного использования. Хорошо ли вы разбираетесь в бытовой технике?
Дети отвечают.
Воспитатель: Давайте-ка проверим. Сейчас я буду называть ряд слов. Ваша задача – выбрать из них лишние и назвать почему. Договорились?
Дети отвечают.
Воспитатель:
- электробритва, автомобиль, посудомоечная машина;
- электрогитара, утюг, электрочайник;
- dvd-плеер, пылесос, сковорода;
- фен, вентилятор, электропечь; (лишняя электропечь, потому что фен и вентилятор дуют воздухом).
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, предлагаю размяться.
Физминутка по замыслу детей.
Воспитатель находит конверт и обращается к детям: Ребята, нам кто-то отправил письмо. Так, так, посмотрим… (открывает конверт).
«Дорогие ребята, здравствуйте. Пишет вам Золушка. Помогите, пожалуйста, в моей беде. Злая Колдунья заколдовала всю мою бытовую технику, и она больше не работает. Я не могу навести порядок в доме. Колдунья вернет все на свои места в том случае, если я справлюсь с ее заданиями. Но одной, боюсь, мне не управиться. Очень рассчитываю на вашу поддержку!»
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Золушке?
Дети отвечают.
Воспитатель: В конверт вложены карточки-задания Колдуньи. Итак, первое задание «Назови одним словом». Вы готовы?
Дети отвечают.
Воспитатель:
- машина, которая моет посуду (посудомоечная);
- прибор, который ловит сигнал радио (радиоприемник);
- она включает в себя и осветительную функцию и музыкальную (светомузыка);
- прибор для рубки мяса (мясорубка);
- прибор для просмотра кино и мультфильмов (телевизор).
Дети выполняют задание.
Воспитатель: С первым задание мы легко справились. Посмотрим, что же нас ждет дальше?
Обращает внимание детей на макет картонного двухэтажного кукольного дома. Дом состоит из двух квартир на первом и втором этаже. В квартирах создана уютная обстановка. В первой хозяйка ушла, оставив включенной плиту (на ней горят красным цветом лампочки-индикаторы). Котенок играет с проводами, лежащими под тумбой телевизора. Во второй квартире взрослые спят, дети самостоятельно пытаются разогреть ужин на газовой плите. Один из детей пробует воспользоваться кухонным комбайном, в который поместил мелкие игрушки.
Воспитатель: Внимание, задание! Ребята, самостоятельно объединитесь в две команды и внимательно посмотрите каждый в свою кукольную картину. Что же там не так? Чья команда быстрее найдет, что не так в этих квартирах, та команда победит.
Дети совещаются, размышляют и отвечают. Воспитатель вместе с воспитанниками проговаривают правила безопасного поведения с бытовыми приборами.
Воспитатель: Вот так дети и родители совсем забыли правила безопасного поведения. Как же нам сделать так, чтобы такое впредь не повторялось?
Дети размышляют, воспитатель подводит дошкольников к мысли о том, что можно сделать схематичные знаки безопасного поведения с бытовой техникой для жителей этого дома.
Детям предлагается занять удобное для них место в групповом помещении и понравившимися художественными материалами (на выбор) на шаблоне-заготовке схематично изобразить знак безопасности для жителей картонного дома.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас вышло.
Дети показывают, какие знаки у них получились и обклеивают ими дом.
Воспитатель: Отлично, а вот и последнее задание Злой Колдуньи (берет карточку и читает).
«Отправляю вам волшебный мешочек с картинками. Ваша задача придумать по ним интересный рассказ. Только делать это нужно всем вместе. Если рассказ у вас получится складным и интересным, то так и быть, расколдую бытовую технику Золушки, и она сможет навести порядок в доме!»
Дети и воспитатель садятся на ковре в круг, воспитатель достает из мешочка картинку (в мешочке находятся картинки «Бытовая техника», «Прочее»), и отталкиваясь от изображения, начинает рассказ. Далее передает мешочек ребенку по часовой стрелке, он вытягивает картинку и продолжает рассказ. Так происходит до тех пор, пока дети самостоятельно не придут к выводу, что рассказ окончен.
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП:
Воспитатель: Как вы думаете, у нас получилось? Мне кажется что да. Ребята, о чем сегодня мы говорили на занятии? Узнали ли вы что-то новое? Что было самым интересным?
Дети проводят рефлексию.